В спектакле "Сделка" в Московском театре имени Пушкина придраться не к чему совсем
Андрей Максимов: Спектакль "Сделка" режиссера Игоря Теплова безупречен
Андрей Максимов, писатель, драматург.
Андрей Максимов, писатель, драматург. / Виталий Белоусов / РИА Новости
Я отношусь к читателям "Российской газеты" как к друзьям, и вот что, дорогие мои, хочу вам сказать: пишу эту колонку и понимаю, что вам, наверное, будет не весьма интересно ее читать. Потому что колонка хороша, когда в ней есть критика, конфликт и прочее, и прочее. Но что я могу поделать, если спектакль "Сделка" на сцене Московского театра имени Пушкина кажется мне безупречным? Давно не видел постановок, в которых, при всем моем желании, придраться не к чему совсем.

Сразу замечу: с режиссером Игорем Тепловым я не знаком. С руководителем театра Пушкина Евгением Писаревым знаком шапочно и не дружу. Все это не мешает мне констатировать, что Евгений Александрович взрастил в своем театре мощного профессионального режиссера.

"Сделка", созданная по мотивам пьесы Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы" (автор сценической версии Алексей Житковский), - мастерски сделанная постановка.

Давно не видел постановок, в которых при всем моем желании придраться не к чему совсем

В свое время Римас Владимирович Туминас сказал мне, что, с его точки зрения, хороший спектакль - это внятная история, поставленная со вкусом. Однако сегодня режиссеры нередко боятся (или не умеют) внятно рассказывать истории. Поэтому во многих спектаклях, увы, режиссерские изыски существуют как бы сами по себе, а история сама по себе.

Миллиардерша Клара Цаханассьян приезжает в город, где прошла ее юность. Она готова дать на развитие города огромную сумму, но при одном условии. Если горожане убьют Альфреда Илла - обычного горожанина, который в свое время ее сильно обидел и оскорбил. Безумные деньги, новая жизнь города - с одной чаши весов и жизнь простого человека - с другой. Что перевесит?

Художник-постановщик Виктор Шилькрот создал замечательный, эстетически красивый, но при этом грязный, неухоженный мир города - вроде обычный, но весьма неуютный.

Как можно существовать в таком мире? Выход один: притворяться, делать вид, изображать... Безумная затея - человеческая жизнь за миллиард - может осуществиться только в безумном мире бесконечного карнавала.

Что такое внятная история? Самое главное - это история про людей, потому что больше ни про что театр рассказывать не может и не должен.

Вера Воронкова грандиозно играет свою миллиардершу. Многослойный человек, в котором намешано все, если угодно - все жанры. Надо быть очень хорошей актрисой и попасть в руки очень хорошему режиссеру, чтобы в одной героине одного спектакля сыграть едва ли не все театральные жанры: от фарса до трагедии. И причем сыграть так, чтобы зритель тебе поверил и посочувствовал. В каждом жанре. В каждом выходе на сцену. У Воронковой это получается.

Люди стараются преодолеть бессмысленность жизни хоть чем-то: деньгами, новой одеждой, вкусной едой…

Андрей Заводюк играет своего несчастного Илла, как... меня, вас, любого человека. Обычный горожанин, вдруг вставший на край пропасти, откуда столь явственно повеяло смертью. Заводюк работает сдержанно, без истерик. Хотя, казалось бы, трудно оставаться спокойным, когда от твоей жизни - точнее, смерти - зависит благополучие города. Но это сдержанность глубокого человека, поэтому за ним интересно наблюдать.

Много актеров - провальных ролей нет. И даже сказать, что кто-то особенно прекрасен, невозможно. У кого-то больше роль, у кого-то меньше, но точны все. Видимо, режиссер Игорь Теплов знает какие-то слова, которыми можно вдохновить артистов.

Разные поколения на сцене. От блестяще существующей Тамары Лякиной до... ну, скажем, молодой и очень интересной актрисы Валерии Елкиной. От опытного Владимира Николенко до чуть более молодых, но тоже опытных Андрея Кузичева и Константина Похмелова... Остановлюсь. Не потому, что остальные плохи, а просто потому, что всех упомянуть невозможно. Однако повторюсь: провалов нет. Все интересны, узнаваемы, органичны. И, что важно, все запоминаются.

Потому что, как мне кажется, Игоря Теплова интересует не только сюжет, то есть необходимость внятно и интересно рассказать историю, но - главное - люди, за каждым из которых стоит какая-то боль. Но ведь и вправду невозможно жить в этом разукрашенном карнавалом, грязном мире и остаться душевно здоровым.

Теплов поставил историю про то, как люди стараются преодолеть бессмысленность жизни хоть чем-то: деньгами, новой одеждой, вкусной едой, пением в смешном хоре... Потому что какой бы карнавал ни бушевал вокруг и в какую бы грязь ни превратили твой город, бессмысленно существовать человек не может.

Мне нравится, когда режиссер имеет в виду меня, зрителя: чтобы мне не было скучно; чтобы мне было, за чем следить; чтобы было ярко (и тут свою роль сыграли замечательные костюмы Ирэны Белоусовой); чтобы я - уж извините - получил удовольствие и от формы, и от содержания.

Есть такой театроведческо-критический штамп: мол, спектакль заставляет задуматься о том-то и о том-то. Не знаю, как другие, но я лично не люблю, когда меня в театре заставляют что-то делать. Не за этим я пришел, уж извините.

"Сделка" в театре Пушкина никакого насилия над зрителем себе не позволяет. Постановка приглашает - если есть желание - подумать о собственной жизни и собственных смыслах. А нет - ваше дело. Можете просто получить удовольствие - тут есть от чего. Или следя за самой историей. Или от актерской игры. Или от того, как мастерски можно сделать спектакль. Или еще от чего-то - выбор есть.

Театр Пушкина и его руководителя Евгения Писарева можно поздравить с принципиальной удачей. А нас, зрителей, со спектаклем, на который можно прийти и получить удовольствие.

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться