
Конечно, были спектакли. Были хорошие. Были выдающиеся. Были и продолжают быть - театр, конечно, искусство со "сроком годности", но во многих случаях те или иные утверждения критика можно проверить на себе. Из лучшего - "Смерть Тузенбаха…" Константина Богомолова в Театре на Бронной, "Петербург - Петроград - Ленинград" Ивана Поповского в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой и "Курьер" Владимира Панкова в Центре драматургии и режиссуры. Показательно, что из этих трех, вышедших в год 80-летия Великой Победы, два имеют прямое отношения к этому юбилею.
Начну тем не менее с кадров.
Назначенный несколько лет назад генеральным директором МХАТа им. Максима Горького Владимир Кехман в этом году был уволен, хотя, если судить по тому, что видит зритель (что, конечно, и было, и останется лишь верхушкой айсберга жизни любого театра), очень многое и хорошее ему удалось: он сумел встретиться и найти общий язык с президентом театра народной артисткой СССР Татьяной Васильевной Дорониной; выпустил шлягер всех времен и народов "Женщины Есенина", собиравшие по 18 аншлагов за месяц. Но зритель, как было замечено выше и в скобках, видит не все.
Новый генеральный директор МХАТа Елена Булукова вошла в театр, где демонтирована вся верхняя машинерия, все лебедки и прочие механизмы, верой и правдой служившие с 1979 года… Страшно представить ее переживания, имея в виду, что, как положено, сперва она узнала о новом назначении и только потом переступила порог театра. Хочется пожелать ей успеха! Начала она с поездки к Татьяне Васильевне Дорониной и общий язык с ней сумела найти.
Еще одно назначение, которое представляется самым осмысленным и самым обнадеживающим кадровым решением департамента культуры Москвы, - Владимир Панков в "Ленкоме". Кто бы и как ни оценивал первые представления его первой премьеры, "Репетиции оркестра", все, думаю, согласятся с тем, что тут есть место и величию замысла, и масштабу его воплощения: вся труппа на сцене и вся - это видно - готова работать по правилам, которые предлагает новый худрук, не забывающий искренне поблагодарить уважаемых и во всех отношениях великих предшественников.
Кстати, вот о чем хочется сказать и на что обратить внимание, в том числе и свое собственное. Несмотря на все страдания и слезы о том, как сильно недостает сегодня в театре крупных фигур, готовых взять и повести за собой большие театральные корабли, самих режиссеров, амбициозных, молодых - 20-летних, а равно и 30-40-летних, их, по совести говоря, перепроизводство. Если начать перечислять, то все отпущенные на эту колонку строки только на них и уйдут. И все - при деле, ставят, не зная ни сна, ни покоя, не отличая поражение от победы… И в этом, конечно, их беда. Считаные единицы думают вдолгую, работают вдолгую, выстраивая сложную траекторию своей театральной судьбы.
А вот еще одна тенденция. Не одного только уходящего года, но в этом году становящаяся все более и более очевидной, явной. Не частным случаем, а тенденцией. Молодые не спешат прилепиться к какому-то большому и стабильному театру. Выходя из тепличных институтских стен, они, имея "на руках" небольшой, но уже давший им вкус успеха репертуар, осознали новые возможности, которые дает им нынешняя жизнь. Новые инструменты развития - среди которых первый, конечно, Президентский Фонд культурных инициатив, но есть и другие - позволяют им, не загадывая далеко, спланировать свою жизнь на ближайший год (а кто нынче загадывает дальше?!). Посмотрите, сколько за последние год-два-три в Москве появилось новых и успешно играющих театральных компаний! Среди тех, кто появился год или полтора назад театр "а39", регулярно играющий спектакли в Музее Москвы, глядит на нас примером стабильности на театральном рынке столицы. А вокруг - Театральная компания Аскара Галимова, Мастерская Назаровых… Безо всякого названия, но зато при поддержке продюсерской компании "Студии 711", продолжает играть свои дипломные спектакли курс Кирилла Пирогова, окончивший Щуку в прошлом 24-м году. Раньше это не было массовым явлением. Для меня это стало одним из приятных, радующих открытий прошедшего летом фестиваля "Театральный бульвар". В Москве, кстати, настаивают, что нынешний 92-дневный фестиваль стал самым грандиозным и самым длительным театральным форумом на планете. Соперники и мне неизвестны. И среди многих московских театров, спектаклей гастролеров из ближних и далеких городов и весей немало было спектаклей небольших молодых студий, частных компаний, вероятно, самой разной формы организации. Кстати, фестиваль "Театральный бульвар" - конечно, одно из главных и, конечно, вдохновляющих событий уходящего года.