ИИ меняет отношения в работе и обучении

Сегодня студент или младший специалист с доступом к ИИ-инструментам способен показать результат, сопоставимый по объему, структуре и скорости с работой эксперта. Выигрывает не тот, кто знает больше, а тот, кто умеет задавать точные вопросы и мыслить в коллаборации с искусственным интеллектом. Фактически, мир выровнял доступ к когнитивным ресурсам. Об этом заявил директор "Школы 21" Александр Федяков на конференции СберУниверситета "Больше чем обучение".

Александр Федяков, директор школы цифровых технологий от Сбера "Школа 21"
Александр Федяков, директор школы цифровых технологий от Сбера "Школа 21" / Фото предоставлено пресс-службой "Школы 21"

От иерархии к кооперации

Интеллектуальные технологии становятся все более доступными, и это меняет само представление о профессиональной иерархии. Раньше успех во многом зависел от того, насколько человек соответствовал ожиданиям. Теперь же главное - умение вместе с другими формировать ожидания заново.

Если раньше система оценивала, насколько человек укладывается в рамки нормы, то сегодня ценится способность норму пересоздавать - в диалоге и сотворчестве.

Искусственный интеллект упрощает доступ к знаниям и информации, что заставляет пересматривать традиционные подходы к принятию решений. Вместо жесткой вертикали контроля возникает горизонтальное пространство совместного смысла. Ценность создается не одним лидером, а командой, где каждый вносит свой вклад в определение общего направления, что позволяет команде мыслить и действовать, как единое целое.

Общий язык целей

Этот сдвиг проявляется и в повседневной корпоративной практике. "Диалог равных" означает, что руководитель и команда вместе формулируют цели и критерии успеха. ИИ в такой модели - партнер по мозговому штурму, способный быстро проверить гипотезу, собрать прототип и предложить альтернативный сценарий. Он помогает минимизировать путь от рождения идеи к рабочему решению.

Фото: Костюнина Полина

Руководитель перестает быть хранителем ответов - он становится архитектором или дирижером смыслов. Команда, в свою очередь, получает пространство для автономии, а роли распределяются динамически - в соответствии с компетенциями и мотивацией участников.

Совместное мышление, подкрепленное ИИ, дает эффект синергии: решения приходят быстрее, а их качество выше, потому что рождаются они не в режиме подчинения, а в режиме сотворчества - совместного поиска и выбора наиболее подходящего решения.

Экология мышления

За этим технологическим сдвигом стоит другой, более глубокий - персональный. У каждого из нас есть запас ментальной энергии. Это наше топливо для самого важного: концентрации, анализа, поиска новых нетривиальных решений. Однако мы постоянно тратим его на рутину - поиск информации, обработку данных, попытки "угадать" ожидания и навигацию во внутренних правилах. Это когнитивное "трение" истощает нас еще до того, как мы доберемся до сути задачи.

И здесь на помощь приходит искусственный интеллект. Он становится своего рода "когнитивным экзоскелетом", принимающим на себя самую тяжелую и рутинную работу: просеивает терабайты информации, структурирует хаос, готовит данные для анализа и устраняет фоновый шум.

Фото: Костюнина Полина

Цель такого партнерства - перестать тратить энергию мысли впустую. ИИ освобождает человеческий ресурс для задач, недоступных машине: постановки сложных вопросов, междисциплинарной интеграции знаний и, главное, - определения смысла и цели деятельности.

Практика сотворчества

Эти принципы - диалог равных и экологичное управление ресурсами - становятся основой современных моделей профессионального образования. Именно они лежат в основе подхода "Школы 21". Студенты учатся не "соответствовать" требованиям, а с помощью ИИ-инструментов и работы в команде эти требования создавать. Они задают рамки проекта, распределяют роли, определяют критерии успеха - то есть создают профессиональный контекст, в котором развивается каждый. Причем в проекте все желающие старше 18 лет независимо от знаний и опыта могут бесплатно получить востребованные ИТ-навыки.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации