Самозапрет на международные звонки может появиться в России. Поможет ли мера защититься от мошенников
Мера войдет во второй пакет "Антифрода", который будет внесен в Госдуму до Нового года. Сегодня в России уже зафиксированы случаи, когда мошенники использовали зарубежные каналы связи, чтобы запутать следы. При этом, по данным "МегаФона", на долю международных звонков приходится менее 5% жалоб от общего числа претензий на вызовы от злоумышленников. Но именно они чаще остальных связаны с попытками крупных хищений.
Также, по данным "Билайна", примерно 15% звонков мошенников поступает из-за рубежа. Ежемесячно оператор фиксирует порядка 400 тысяч таких вызовов. Это звонки, которые блокирует антифрод-система, и до абонентов они не доходят.
"Мы положительно оцениваем инициативу, но считаем, что важно предложить абонентам оптимальный клиентский путь. Что касается масштабности использования мошенниками этого канала коммуникации, это дискуссионный вопрос: с одной стороны, доля фродовых звонков в общем входящем трафике невелика, с другой - каждый такой звонок может привести к финансовым потерям для клиента, а значит, каждый предотвращенный эпизод значителен", - рассказали в пресс-службе Т2.
У многих операторов связи уже есть подобные функции самозапрета. Абоненты могут заблокировать внешние звонки из-за границы и вернуть возможность в любой момент через приложение или на сайте оператора.
При этом операторы предупреждают, что у возможности самозапрета на звонки из других стран могут быть и риски. Например, в пресс-службе МТС отмечают, что важно не ограничить полезный входящий трафик. В компании считают чрезмерно избыточным введение тотального запрета на входящие международные звонки для всех без исключения абонентов корпоративного и государственного секторов.
Но в целом такая возможность самозапрета, как на кредиты или сделки с недвижимостью, может снизить риски мошенничества и фрода, добавляют в пресс-службе оператора.
Также с учетом блокировки звонков в мессенджерах голосовые вызовы часто остаются единственным способом связи с родственниками за границей. При этом бывают случаи, когда мошенники находятся в той же стране, что и потенциальные жертвы, только направляют свои вызовы через специальные системы переадресации, чтобы звонок шел из-за рубежа. Таким образом они запутывают следы.
"Самозапрет не столько должен массово снизить число атак, сколько повлиять на ситуацию качественно. С одной стороны, эта мера поможет защитить слои населения, которые плохо осведомлены о нормах информационной безопасности (ИБ). В основном речь идет о старшем поколении и детях. То есть тех, кто не выработал у себя привычки критически относиться к входящим звонкам или не верить на слово якобы "полицейским" или "сотрудникам госорганов". С другой стороны, это очередной сигнал и требование к операторам связи. Они тоже должны качественно бороться с мошенниками, которые используют их инструменты в своих целях", - отмечает эксперт программных продуктов компании "Код Безопасности" Максим Александров.
Он добавляет, что во втором пакете "Антифрода" есть еще одна важная инициатива: обязательство для операторов связи выплачивать компенсации пострадавшим в случае бездействия при хищении средств.
В случае если оператор связи бездействовал и мошенники украли средства с мобильного счета, то оператор должен все возместить. Если же банк после предупреждения оператора о подозрительных действиях не принял мер по предотвращению хищения средств злоумышленниками, то возместить ущерб должна будет уже кредитная организация.
"В других странах есть похожие защитные меры, например, в Китае аналогичные запреты появились примерно три года назад. При этом надо отметить, что Россию можно назвать одним из лидеров цифровизации, и многие вещи мы делаем если не быстрее всех, то одними из первых", - указывает Александров.
Кроме того, в августе в Минцифры сообщили, что во второй пакет по борьбе с кибермошенниками войдет мера, закрепляющая маркировку иностранных вызовов. Все международные звонки будут помечаться специальным индикатором.

