Продление ДСНВ является хорошей базой для решения проблем в области контроля над вооружениями
Эксперт Стефанович: ДСНВ является хорошей базой для контроля за ядерным оружием
Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН
Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН / svop.ru
Президент России Владимир Путин на заседании Совбеза РФ предложил Соединенным Штатам продолжить придерживаться ограничений на силы ядерного сдерживания, установленных Договором о сокращении наступательных вооружений (ДСНВ), еще один год после его истечения в феврале 2026 года. В Белом доме сообщили, что считают это хорошим сигналом и президент США Дональд Трамп даст ответ позднее. О том, в каком состоянии находится система двустороннего контроля за ядерным оружием, рассказал "Российской газете" научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.

Американские СМИ пишут, что в США есть некий консенсус в рамках идеи о "two peers" (двух противниках), то есть неплохо было бы сдерживать и Москву, и Пекин, а значит, нужно наращивать число развернутых единиц ядерного оружия. Значит ли это конец двусторонним усилиям по контролю за таким вооружением?

Дмитрий Стефанович: Я бы не сказал, что там прямо-таки консенсус, но чаша весов двигается в этом направлении. Вместе с тем у ряда специалистов есть понимание, что на их наращивание уже ответим и мы, и Китай, и, в общем, кто кого загонит в бездну военными расходами, пользуясь выражением небезызвестного М. Биллингсли, это вопрос открытый.

С другой стороны, предложение, озвученное на Совбезе, - это очевидная подача Трампу, которую он уже принял и обдумывает. И если вдруг выяснится, что на анонсированный "Золотой купол" денег нет, можно этим прикрыться. Какие у него еще есть варианты?

Дмитрий Стефанович: С "Золотым куполом" скорее вопрос не в деньгах, а в технологиях и возможности их масштабного внедрения, хотя, конечно, и расходов это потребует, извиняюсь, космических.

В таких условиях российская инициатива может найти определенную поддержку в Вашингтоне: в конце концов можно и Китай попробовать сдерживать другими средствами, и средства направить на более насущные задачи повышения обороноспособности.

Другое дело, что и российская готовность придерживаться количественных ограничений ДСНВ носит условный характер и связана с возможными действиями США.

А как вообще ДСНВ чувствует себя в его текущем виде в эпоху гиперзвука, всякой экзотики из разряда "Посейдона" и прочих "Буревестников"?

Дмитрий Стефанович: Экзотика на то и экзотика, что существует в очень малых количествах. Хотя, конечно, рано или поздно придется расширять охват будущих договоров в сфере контроля над вооружениями. Что же до гиперзвукового оружия, то Россия инициативно "завела" систему "Авангард" после ее развертывания. Ну а, скажем так, нестратегические гиперзвуковые системы - это часть более широкой проблемы высокоточного оружия большой дальности в неядерном оснащении в целом.

В такой обстановке сохранение "потолков" ДСНВ является хорошей базой, с опорой на которую можно было бы начать распутывать клубок проблем в области контроля над вооружениями.

Подготовил Георгий Пархоменко

Дмитрий Стефанович
научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН
Поделиться