
Купил ее (где именно - следов нет) генерал от артиллерии Корсаков, большой любитель искусства, почетный член Академии художеств. "Какие сокровища! Он совершенный знаток в картинах... сказал, что большая их часть приобретена им за бесценок при разных случаях, как то: иногда у незнающих охотников, а иногда у менял и даже на рынках у продавцов всякой ветхой рухляди" ( Жихарев С.П. Записки современника. 25.12.1806). После смерти Корсакова его галерея распродана: 90+ картин старых европейских мастеров! И среди них - "Божья Матерь неизвестного мастера", оценка - 1000 руб.
Сегодня известна судьба только восьми (Банников. Коллекция генерала Корсакова). Последние два века в каждом поколении ценности уничтожались. Хотя "Божья Матерь" спаслась. Куплена миллионером, царем рыбных промыслов Александром Сапожниковым. Очнулась в Астрахани (рыба, икра!), до Петербурга две с лишком тысячи километров. И как только не пропала на тамошних дорогах?
Кто он, Сапожников? Его дед, старообрядец, казнен за Пугачева. Папа основал большое рыбное дело. А сын Александр - уже коллекционер, знаток. В списке его картин за N 1 - "Божья Матерь, держащая Предвечного Младенца на левой руке... Мастера Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала Корсакова" (Кустодиева Т.К. Произведения Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа).
Итак, Мадонна жива! И спасена физически. Она написана на дереве, ему сотни лет, оно измождено, ее нужно было в 1820-х перенести на холст. Но разве так возможно? Живую картину, слой краски, с дерева - и на холст? Не погубите Мадонну!

Не погубили. Жил-был Андрей Митрохин, "Высочайшего Двора лакей", затем "камердинер в Эрмитаже", на самом деле реставратор-чудесник. Он изобрел "связующий состав", не портящий картин: 1/3 - осетровый клей, 2/3 - мед! Осетровый клей! Хотите живопись перенести с дерева на холст? Не проблема! (hermitagemuseum.org) Евграф Короткий (его ученик) исцелил Мадонну! На ее подрамнике был "наклеен кусок старого холста с надписью: "Переложена с дерева на холст Е. Коротким 1824 года" (Кустодиева).
Шестьдесят с лишним лет Мадонна скучала у купцов на стенке. "Александр Александрович Сапожников (мне уже самая фамилия не нравилась: фи - сапожник!) был необычайно ласковым человеком, с "манерами английского аристократа". Раз в неделю он составлял партию виста с Вел. Князем Николаем Николаевичем, и это давало ему ощущение, что он какой-то вельможа... Отлично говорил по-французски и по-английски, щеголяя даже тонкостью произношения" (А. Бенуа. Мои воспоминания). Это - поколение Сапожниковых N 4.
У него была дочь Маша, Мария. И Мадонна - тоже Мария. То ли в шутку, то ли всерьез Маша получила свою Марию как приданое (благословение?), когда вышла замуж по большой любви за Леонтия (он же - Людовик, Луи, или даже Люля в своем семействе), учителя рисования, нанятого ей еще студентом, но не за несчастного и бедного, чтобы Мадонна болталась на чердаках, а вполне состоятельного, из всем известного семейства художников Бенуа, будущего "Высочайшего Двора" архитектора.
Год 1882, венчание, Мадонна еще раз одолела 2 тыс. км, Астрахань - Петербург, и смиренно повисла в гостиной.
Маша и Левушка Бенуа (так его еще звали) стали очень богаты. Маша исправно рожала детей (8), управляла морем рыбы (вместе с братом), денег - горы. Левушка играючи воздвигал церкви, доходные дома, особняки и дачи. Мадонна всем улыбалась, будучи никому не известной (просто "Мадонна с цветком"), а родственники наедались в их доме "вкуснейших и драгоценнейших вещей, запивая их винами из роскошного их погреба" (Бенуа. Мои воспоминания). Но вот однажды эта симпатичная пара ("между ними за 45 лет супружества не возникало даже... мелких ссор") вдруг взяла "Мадонну" на выставку (1908-1909). И началось! Да кто она такая? И кто ее создатель? Неужто сам?
У Леонтия Бенуа был приятель, барон Липгарт, живописец, более 20 лет - Хранитель картинной галереи Эрмитажа (1906-1929). Только так - с заглавной буквы! В беде и несчастье (много их было) полотна - сохранить! Это он написал: "Входя в картинную галерею, следует вступать туда как на празднество". И он первый воскликнул: "Неизвестно чья Мадонна? Да это Леонардо да Винчи!" (Липгарт. Леонардо да Винчи и его школа).

Он еще и назвал ее. "Название "Мадонна Бенуа"... "не заслужено" нашей фамилией, но так ее окрестил Э.К. Липгарт... Я же предлагал... другое... "Мадонна из дома Сапожниковых" (Бенуа. Мои воспоминания). Как было бы приятно! Милан, Париж, мировые выставки, тра-та-та! Леонардо, "Мадонна из дома Сапожниковых"! Опять России не повезло!
Но кто это "Я"? Александр Бенуа, брат Леонтия, всем известный историк искусств. К нему была мольба: по дороге в Париж, к беременной жене (вот-вот должна родить), заехать с "Мадонной" в Берлин и там пусть эксперты (величайшие в мире!) воскликнут: "О, я-я-я! Это - Леонардо!" (1898). Эксперты картину узрели, воскликнули: "Никак нет! Найн!" - и тут же предложили ее купить, оставив, конечно, в Берлине. "Я ответил, что мой брат с картиной не желает расстаться, чем беспредельно огорчил почтенного профессора, уже замечтавшего о том, что Мадонна останется за Берлином".
Нихт так нихт! Мадонна умчалась курьерским в Париж, там получила: "О, нет!", только от французов, и успокоилась "на целый год... частью у меня (у А. Бенуа. - авт.) в более чем скромной квартирке на rue Delambre, частью у старичка реставратора" (снять "старый пожелтевший лак"). Так что взяла от Парижа - все! Пожила на Монпарнасе, "сделала пластику", а потом в уютном чемодане - опять в Россию.
Все же год за годом иностранцы стали ей шептать: "О, да!". В Лондоне нашлись эскизы к ней (Британский музей). "Да" прилетели из Германии, Франции, Италии, США. "Теперь я твердо убежден: ваша Мадонна - Леонардо"! (1906) (Бенуа). "На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, близорукими глазами и морщинистой шеей... И все же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи!" (1913) (Цит. по: Кустодиева). Завидно, наверное! Хороша Маша, да не ваша!
Год 1913, Бенуа решили ее (страшно сказать) продать - и увезли в Париж. Опять в чемоданах! Им давали за нее 500 тыс. франков (187,5 тыс. "тогдашних" руб.). Но, "движимая патриотическим побуждением, г-жа Бенуа оговорила себе право предложить Мадонну Императорскому Эрмитажу" (Врангель. Мадонна Бенуа). И - предложила за 150 тыс. руб., на 20% скостив цену. Эрмитаж (Императорский) напрягся и купил ее: прощай, Париж! Маленькую картинку, 49,5 х 33 см, инвентарный номер в Эрмитаже ГЭ-2773.
Сколько стоит сейчас? 187,5 тыс. "тех" франков - это 36 тыс. долларов в июне 1913 года. В нынешних долларах (инфляция!) - 1,2 млн долларов. Цены на картины сейчас гораздо выше. "Мадонна Бенуа"? 1) Она бесценна, национальное достояние, 2) "спаситель мира" Леонардо продан на аукционе "Кристи" в Лондоне за 450 млн долларов (2017). Вот и считайте.
Что дальше? 1917 год! Бенуа (Леонтий и Мария), Лепгарт остались в России (потеряли двоих детей). "Мадонна" с ее ребенком - спаслась. В сентябре 1917 года (а вдруг немцы!) ее увезли в Москву, в Кремль. В 1941 году - на Урал, в Свердловск (ныне - Екатеринбург). Где там была Мадонна? В местной картинной галерее? Или, не дай бог, в Ипатьевском доме? Он был Антирелигиозным музеем на площади Народной Мести (сегодня - Вознесенской). Там тоже хранили ящики с коллекциями Эрмитажа.
"Мадонну" чуть не продали в 1931 году. Эрмитажем торговали направо и налево. 3,5 млн долларов - за двух "мадонн" Леонардо да Винчи и "Юдифь" Джорджоне (Эрмитаж. Музейные распродажи 1930-1931). Сделка случайно сорвалась. Позже "в верхах" решили: Леонардо - нельзя, Рафаэля и Тициана - полный вперед! (Ю. Жуков).
Так Мадонна осталась с нами. Как она уцелела? Вещи в те времена исчезали так же, как люди. Даже больше, чем люди. Из 100 оставались 10. Из 10 потом одна. Те, что выжили, - чудо! Есть ли уроки? Они всегда есть. Быть страной-скопидомом, в которой вещи умирают с великим трудом. Спокойно переходят к новым поколениям, накапливаются, не уничтожаясь великими потрясениями. Сбережение людей, их идей и вещей - как один из смыслов жизни.