Сколько себя помню, Симонов всегда считался главным советским писателем
Андрей Максимов: Константин Симонов - поэт абсолютно своеобразный, ни на кого не похожий
Андрей Максимов, писатель, драматург.
Андрей Максимов, писатель, драматург. / Станислав Красильников/ТАСС
Как известно, Кирилл Михайлович Симонов взял псевдоним Константин просто потому, что имя Кирилл ему трудно было произносить. Сомневаюсь, что в те годы он думал над значением этого имени (хотя все может быть), но выбрал абсолютно точно: Константин - значит, постоянный. Лучшего имени классику советской литературы трудно придумать.

На прошлой неделе начали отмечать 110 лет со дня рождения великого советского писателя Константина Симонова. Впереди еще вечер, который проведет его сын, еще, наверняка, что-то будет. Константин Симонов не просто уважаем - он любим. И не просто почитаем, но читаем.

Сколько себя помню, Симонов всегда считался главным советским писателем, хотя формально Союзом писателей он не руководил.

Симонов помог выйти в свет великому роману Булгакова "Мастер и Маргарита"

В Москве существовало два писательских союза: СП СССР и СП РСФСР. Главным союзом руководил Георгий Марков, но он больше воспринимался как писательский чиновник, любимцем читающей публики не был. Про два его главных романа замечательно написал пародист Александр Иванов: "Не оценить мы не могли// Твоих романов ширь:// Кто не осилит "Соль земли",// Тому грозит "Сибирь". Это был монументальный руководитель.

Российским союзом руководил Сергей Михалков - добрейший человек, к которому писатели часто приходили решать свои проблемы. Михалков - замечательный детский поэт. К тому же, он делал сатирический киножурнал "Фитиль", и карикатура, на которой знаменитый поэт держит в руках "Фитиль", была весьма знаменитой. Ему как раз монументальности и не хватало.

Карикатур на Симонова не помню. С одной стороны, он был вполне себе монументален, классиком стал еще при жизни. С другой, читатели его любили. И стихи. И роман "Живые и мертвые", который стал популярен еще и благодаря фильму Столпера. К тому же, все знали, что Симонов помог выйти в свет великому роману Булгакова "Мастер и Маргарита". Он способствовал публикации одного из самых пронзительных произведений о войне - повести Вячеслава Кондратьева "Сашка". Такой живой классик. Это делало его еще более притягательным. Но и недоступным.

Сегодня писателя, у которого был бы такой авторитет, как у Симонова - нет. Это не хорошо и не плохо - это так. И поэтому, когда я - совсем еще юный журналист, только что взятый на работу в знаменитый журнал "Пионер" - получил задание поговорить с Симоновым, - я сник.

К кому за помощью обратиться? К папе, разумеется. Симонов сыграл в судьбе моего отца, поэта Марка Максимова, серьезную роль. Сразу после войны у отца вышла книга "Наследство" - стихи, написанные в немецком тылу. А вот со второй книгой случился какой-то "затык": претензий к сборнику стихов вроде не было, но он никак не выходил. И тогда Константин Михайлович, которому нравились отцовские стихи, стал редактором поэтического сборника моего папы. После чего книга вышла довольно быстро. Отец никогда не был особо близок с Симоновым, но они поддерживали хорошие отношения.

В такие дни не просто вспоминают юбиляра, но непременно осмысляют то, что он сделал

В каком году это было? Наверное, где-то за год до ухода Симонова - его не стало в 1979-м. Отец позвонил Константину Симонову, чтобы уговорить его дать мне небольшое интервью. Симонов согласился сразу, но я помню, что они еще довольно долго разговаривали, и, повесив трубку, папа сказал маме: "Надо почаще общаться с Константином Михайловичем, мне показалось, что он довольно одинок".

Симонов встретил меня на пороге своего кабинета. Отдельная квартира в том же доме на улице Черняховского, где он жил, была отдана классику под кабинет. Я очень хорошо запомнил, что вся квартира была уставлена папками - такой огромный архив.

Мы прошли к письменному столу. Симонов спросил: "О чем я должен говорить?" Я, робея и заикаясь, сказал, что было бы хорошо, если бы Константин Михайлович обратился к юным следопытам. "Каков объем?" "Полторы - две страницы".

Я абсолютно убежден, что Симонов вряд ли когда-либо задумывался о юных следопытах. И тем не менее... Он включил свой магнитофон и сказал: "Такое-то число... Обращение к юным следопытам. Журнал "Пионер". Я включил свой магнитофон.

И Константин Михайлович, ни разу не запнувшись, продиктовал обращение, в котором было все: и достижения юных следопытов, и их проблемы, и то, куда развиваться движению дальше. Можно было всерьез подумать, что Симонов - главный специалист по следопытскому движению в нашей стране.

Надо ли добавлять, что объем продиктованного текста был чуть меньше двух страниц? Вот, что такое мастер и настоящий профессионал.

Когда я уходил, Симонов подал мне куртку. Мне стало совсем неловко. "Одевайтесь, одевайтесь, - улыбнулся Симонов. - Потом будете всем рассказывать, как вам Симонов подавал куртку. Папе передавайте привет". Вот я всю жизнь и рассказываю, как мне сам Симонов подавал куртку.

В такие дни не просто вспоминают юбиляра, но непременно осмысляют то, что он сделал. А мне показалось интересным просто рассказать о личной встрече с классиком. Небольшой эпизод, в котором, как мне кажется, отражается и его профессионализм, и доброта и ирония.

Остальное - в книгах, и фильмах по его произведениям. В его стихах. ХХ век в России был богат на поэтических гениев, Симонов в этом ряду не затерялся: он поэт абсолютно своеобразный, узнаваемый, ни на кого не похожий.

Константин Симонов для меня - образ советского писателя. Со всеми достижениями, противоречиями, обретениями и трагедиями. Он - не для красного словца - человек-эпоха.

Будем помнить.

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться