Материалы по теме

Искусство освещения: фестиваль "Ночь света" в гатчинском музее-заповеднике

Фрагмент экспозиции фестиваля "Ночь света 2024".
Фрагмент экспозиции фестиваля "Ночь света 2024". / Вероника Гудкова

Последние ночи лета-2024 в Гатчинском парке выдались яркими и шумными: аллеи, где в обычное время можно увидеть разве что сотрудников охраны, были буквально запружены публикой – как петербуржцами, так и туристами. Обычно темные и тихие в это время суток лужайки и пруды освещались прожекторами, стробоскопами, необычными светильниками и лайтбоксами прихотливой формы. Всюду звучала "техногенная" музыка и раздавались необычные звуки, явно сгенерированные нейросетями. А по дорожкам носились дети, счастливые тем, что их не заставляют ложиться спать в привычное время.

Так в музее-заповеднике "Гатчина" проходил шестой по счету международный фестиваль светового и медиа-искусства "Ночь света". "Это путь интервенции современного искусства в традиционный музей, и в то же время интеграции, – рассказала журналистам директор фестиваля Ольга Аршанская. – Мы стремимся изучать контекст, встраиваться в ландшафт, в архитектуру, делать наши работы максимально органичными для этого уникального места".

Лужайка перед Иорданским фасадом Гатчинского дворца превратилась в импровизированный зрительный зал под открытым небом. На серые стены павловской резиденции транслировались произведения в модном жанре видеомэппинга (3D-проекция на объект окружающей среды с учётом его геометрии и архитектуры). Пожалуй, это был самый популярный из 32 объектов нынешнего фестиваля: гости буквально "зависали" в созерцании цветных объемных иллюзий, превращавших старинный дворец в подобие компьютерной игры.

Еще одно видеомэппинг-шоу проходило в Арсенальном каре дворца: там показывали проект из 12 эпизодов от участников творческой лаборатории Серафимы Титовой-Врублевской. Работая над ним, более 40 начинающих видеохудожников изучали не только технологии, но и историю резиденции императора Павла I. Вдохновением для видеомэппинга послужили легенды и мифы дворца, узоры паркета его залов и сюжеты уникальных гобеленов из его коллекции. Другой пример работы фестиваля с молодыми авторами – совместные проекты со Школой дизайна ВШЭ и со студентами Академии Штиглица.

Один из световых проектов. Фото: Пресс-служба фестиваля "Ночь света"

Участники "Ночи света" интерпретировали в свои работы ландшафт английского пейзажного парка царской усадьбы. "В естественных изгибах Водного лабиринта мы реализовали темы, которые касаются экологии этого района и того, как природа принимает то, что привносит в нее человек", – рассказала Ольга Аршанская.

Для осмысления в этом году участникам была предложена тема "О человеческом". Искусственный интеллект, технологии, природа, социальная среда – какую роль мы отводим себе в каждом из этих измерений? Такую задачу поставили организаторы командам, работающим с самыми разными современными инструментами: со светом во всех его проявлениях, ИИ, нейросетями, архитектурным видеомэппингом, дополненной реальностью. Помимо петербуржцев и москвичей, в проекте участвовали художники из других российских городов, а также из Венгрии, Индонезии, Испании, Китая и Японии.

"Мы сознательно не делаем шоу, у нас нет задачи собирать в одном месте большую толпу и развлекать ее, – поясняет Ольга Аршанская. – Мы создаем экспозицию, своего рода путешествие. Зрители должны пройти тем маршрутом, который мы предлагаем, и испытать эффект погружения, которого мы хотим достичь".

Мощный эффект погружения создавала инсталляция под названием 5х2х1,5 от проекта SmartLight из Санкт-Петербурга. Несколько мощных прожекторов, установленных вокруг круглой части Карпина пруда, своими лучами создавали над ним подобие шатра, а в центре него – и в центре внимания публики – на глади воды возвышался параллелепипед, на котором цветными световыми контурами обрисовывались постоянно меняющиеся человеческие фигуры – то застывшие в позе отчаяния, то бегущие, то сражающиеся друг с другом, то сливающиеся в объятиях.

Инсталляция 5х2х1,5. Фото: Вероника Гудкова

В руинах паркового павильона Адмиралтейство пульсировал гигантский обод цветомузыкальной инсталляции «Путь» Дениса Астахова из Санкт-Петербурга («инопланетное» музыкальное сопровождение для него создал Medieval Cosmonaut). А неподалеку, у пешеходного мостика через узкую протоку, в воду «падали» трогательные бумажные кораблики, подсвеченные изнутри, – очень человеческие, понятные даже детям, облюбовавшим этот арт-объект.

"Бумажные" кораблики - один из самых трогательных арт-объектов фестиваля. Фото: Вероника Гудкова