В павильоне Минпромторга на ВДНХ прошли Дни парфюмерии

Накануне Всемирного дня парфюмерии, который отмечался 21 марта, павильон Минпромторга России "Сделано нами" предложил посетителям Международной выставки-форума "Россия" на ВДНХ окунуться в прошлое, настоящее и будущее парфюмерного дела в нашей стране. Особо было отмечено главное достижение отрасли: объем производства российского парфюма вырос за год на 30%.

В роли модератора выступила Анна Дычева-Смирнова, председатель оргкомитета парфюмерно-косметической выставки InterCHARM, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, международный эксперт в области экономики и маркетинга.
В роли модератора выступила Анна Дычева-Смирнова, председатель оргкомитета парфюмерно-косметической выставки InterCHARM, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, международный эксперт в области экономики и маркетинга. / пресс-служба

На фоне ухода с нашего рынка ряда зарубежных брендов россияне переключились на отечественную продукцию, и сейчас парфюмерно-косметический рынок России входит в десятку крупнейших в мире по обороту. Например, ритейл-сеть косметики и парфюмерии "Золотое яблоко" в 2023 году нарастила выручку по брендам российского производства в категории парфюм на 71%. В Wildberries в топ-5 самых продаваемых парфюмерных артикулов в 2023 году вошли только российские бренды. На маркетплейсе Ozon в прошлом году в топ-10 по продажам в сегменте женских духов вошел российский бренд "Новая заря".

Интерес покупателей к отечественной парфюмерии, в том числе к авторским брендам, неуклонно растет. Сегодня они выглядят привлекательнее по соотношению цены и потребительских характеристик, к тому же по данным середины февраля 2024 года средняя стоимость флакона духов в России снизилась на 24%.

Развитию рынка способствуют и меры поддержки государства — от субсидирования расходов на рекламу и облегченного доступа производителей в торговые сети (в том числе онлайн-сегмент) до локализации производства ингредиентов. Как следствие - новые марки стремительно осваивают освободившиеся ниши и завоевывают доверие потребителей.

Аромат от бренда Avec Défi, вдохновленный морскими пейзажами Айвазовского (производитель - компания "Арлаб"). Фото: пресс-служба

В связи с этим 20 и 21 марта в павильоне Минпромторга России "Сделано нами" (в "Зале будущего") генеральные директора и основатели парфюмерных и косметических брендов обсудили успехи в импортозамещении и возросший интерес потребителей к отечественным брендам. Модератором первого дня стала Анна Дычева-Смирнова, председатель оргкомитета парфюмерно-косметической выставки InterCHARM, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, международный эксперт в области экономики и маркетинга. По ее данным, в 2023 году на российском рынке было представлено около 140 миллионов флаконов духов, при этом 80 миллионов из них - российских брендов. За год объемы отечественного производства в отрасли увеличились более чем на 30%. "Выставка InterCHARM при содействии Минпромторга России уже третий год поддерживает начинающие российские бренды и производство отечественной косметики в целом. За эти три года на выставке было представлено более 500 новых брендов, экспозиция выросла в два раза, а число российских участников составляет теперь 70%", — сообщила эксперт.

Новые товары на рынок выпускают и крупные бренды, и нишевые парфюмеры. К примеру, недавно крупный производитель косметики и товаров для дома "Арлаб" запустил собственную линейку ароматов Avec Défi, вдохновленную российскими достижениями в разных сферах – от балета до полетов в космос.

Параллельно развиваются и смежные направления, в том числе производство упаковки. "Несколько десятилетий мы закупали стекло за рубежом. А недавно запустили на российском заводе "Свет" первый в России цех по производству флаконов для парфюмерной промышленности", — поделилась директор дивизиона Парфюмерия Faberlic Наталия Эшкинина.

Отечественные производители косметики и парфюмерии пользуются популярностью и за рубежом. Бренд Natura Siberica представлен более чем в 90 странах, а Faberlic - в 41 стране. "Европейскому рынку присущ тренд на органику и натуральность. Natura Siberica производит сертифицированную натуральную и органическую косметику более 17 лет и обладает уникальной экспертизой в этом вопросе", - подчеркнула управляющий директор ГК Natura Siberica Юлия Семакова.

Для внедрения в производство передовых технологий и создания уникальных ароматов нужны квалифицированные кадры, поэтому в сентябре на базе РХТУ им. Менделеева запустится первая в России магистратура по подготовке парфюмеров-технологов. "Многие крупные производства уже заинтересовались этой программой и заключили договор о сотрудничестве, чтобы принимать будущих специалистов парфюмерной отрасли на своих площадках", — поделилась создатель бренда VDOHNI Полина Казакова, также участвующая в реализации проекта.

Участники обсуждения: Полина Казакова (VDOHNI), Юлия Семакова (Natura Siberica), Наталья Вологодская ("Арлаб"), Наталья Эшкинина (Faberlic). Фото: пресс-служба

На следующий день прошла лекция по истории парфюмерии и ее современных трендах. Модератором мероприятия стала Наталия Черкасова – основатель и генеральный директор Московского клуба визажистов.

Наталия Черкасова, основатель и генеральный директор Московского клуба визажистов. Фото: пресс-служба

Сооснователь Русского музея парфюмерии и вице-президент Союза коллекционеров России Ирина Воробьева рассказала, как зарождалась отрасль. В ходе лекции посетителям было продемонстрировано множество архивных документов.

Сегодня в России огромное количество локальных брендов и аутентичных ароматов, которые завоевали сердца потребителей. Генеральный директор косметической компании "Крымская Роза" Иван Гладун поделился своей историей: "Первый отечественный сорт "Крымская Красная роза" был создан в 1930 году на комбинате "Крымская Роза". Весь цикл производства полностью создан с нуля. Сегодня в Крыму выпускается более 300 наименований косметики с розой, а сырье стало визитной карточкой полуострова".

К слову, цветочные ароматы, по мнению экспертов, сейчас особенно популярны - именно они станут трендом весны 2024 года. Гостям было предложено проголосовать за самый понравившийся из представленных на мероприятии парфюмов. Победителю будет предложена возможность презентовать себя на профильной выставке InterCHARM.