Материалы по теме

"Записки ювелира. Бриллиантовая история": выставка Исторического музея совместно с компанией "Алроса"

Уникальная выставка, впервые иллюстрирующая преемственность в российском ювелирном искусстве, стартовала в Москве. Она знакомит посетителей с драгоценными шедеврами, созданными в XVIII веке для российских императриц, а также с произведениями современных мастеров, вдохновленными великим наследием русской культуры.

Украшение-трансформер "Золотое яичко". Золото, желтые бриллианты, желтые сапфиры. Если "разбитые кусочки скорлупы" соединить вместе, получится целое 3D-яйцо. Украшение может быть сотуаром, а можно его разделить на чокер и два браслета.
Украшение-трансформер "Золотое яичко". Золото, желтые бриллианты, желтые сапфиры. Если "разбитые кусочки скорлупы" соединить вместе, получится целое 3D-яйцо. Украшение может быть сотуаром, а можно его разделить на чокер и два браслета. / POSIÉ

Экспозицию открывает реплика главной регалии и монархического символа Российской империи - Большой Императорской короны. Эта реплика создана мастерами "Алроса" в 2012 году по заказу Гохрана России. Именно она экспонируется на любых выставках, ибо оригинал за всю историю никогда не покидал стен Кремля.

Сегодня почти никто не слышал имя придворного ювелира Жереми Позье (в отличие, скажем, от Карла Фаберже). А, между прочим, во второй половине XVIII века именно он создавал ювелирные шедевры для трех российских императриц - Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Считается, что русские ювелирные традиции во многом сформировались в это время. Жереми Позье прославился тогда как блестящий огранщик, ювелир-новатор (он использовал собственные технологии), и возглавил работу по изготовлению короны для Екатерины II, которой та была коронована в 1762 году. (Тому предшествовало соперничество Позье с придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом, но в итоге инкрустацией короны драгоценными камнями занимался именно Позье, поскольку умел работать с ними, в отличие от Экарта, использовавшего готовые камни).

Новый масштабный социально-культурный проект крупнейшей алмазодобывающей компании "Алроса" получил название POSIÉ, созвучное имени ювелира-виртуоза. Проект направлен на изучение ювелирного наследия и возрождение лучших традиций российской гранильной и ювелирной школы. На выставке "Записки ювелира" представлена первая созданная в рамках проекта POSIÉ коллекция высокого ювелирного искусства "Волшебные сказки". Ее оригинальность заключается не только в опоре на культурное наследие, но и в придании ему интересного современного звучания (позже под брендом POSIÉ будут выпускаться и другие ювелирные линии).

Кольцо "Яблочко на тарелочке". Подвижный элемент в виде зеленого яблочка (уральский демантоид) свободно катится при движении руки по золотому ободу бриллиантовой "тарелочки". Ее вогнутая поверхность создает "эффект погружения". Фото: POSIÉ
В кольце есть и скрытый от глаз внутренний элемент - золотое блюдце, на котором вырезаны хохломские узоры. Фото: POSIÉ

Современные украшения нового бренда на выставке дополнены предметами личного обихода императриц - брошами, табакерками и другими экспонатами из собраний ГИМ, Государственного Эрмитажа и Гохрана России.

Автором концепции общей экспозиции в Выставочном зале ГИМа выступил режиссер театра и кино Василий Бархатов. По его замыслу ювелирные украшения стали частью иммерсивных арт-инсталляций. Они ведут посетителей от фольклорной старины к барокко и классицизму, соединяя современные ювелирные фантазии и подлинные артефакты из музейных коллекций.

Кольцо "Маковая росинка". Анодированный титан и бриллианты. Форма огранки разработана компанией "Алроса" - мелкофасетчатая поверхность камня максимально приближена к округлой форме кабошона, которую бриллианту невозможно придать из-за его кристаллической структуры. Возникает иллюзия мерцающей капли росы. Фото: POSIÉ

Коллекция высокого ювелирного искусства POSIÉ "Волшебные сказки" разработана Михаилом Барышниковым - единственным российским дизайнером, чья собственная коллекция украшений была презентована в рамках высокой ювелирной недели в Париже в 2020 году. "Это потрясающая возможность - поработать с наследием такой глубины. Мало кто знает, что до Карла Фаберже в России уже был создан огромный пласт ювелирной истории. История Позье и других ювелиров, создавших драгоценную славу Российской империи, старше, чем история многих французских ювелирных домов, которые нам известны сегодня. И для меня как для дизайнера создать коллекцию, которая сквозь века соприкасается с такой красивой частью истории страны - это очень ценно", - говорит Барышников.

Тиара "Шапка-невидимка" изготовлена из почти невесомого титана, покрытого специальной краской, поглощающей любое излучение и не дающей бликов. Таким образом, мы видим над головой только сияние бриллиантовой "капли". Это самое современное прочтение тиары "кокошник", популярной на рубеже XIX-XX веков. Фото: POSIÉ

На открытии выставки директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, в свою очередь, сказал: “Совместный проект с компанией "Алроса" - возможность продемонстрировать не только непревзойденные исторические шедевры, но и потрясающие работы современных ювелиров, достойно продолжающих дело великих мастеров прошлого”.

Время проведения: до 15 января 2024 года.

Место: Выставочный комплекс Исторического музея, Площадь революции, 2/3 (бывший Музей В. И. Ленина).