Материалы по теме

За столом в галерее: 10 ресторанов с современным искусством

Взаимодействие ресторанной культуры и искусства часто превращается в нечто концептуальное, зрелищное и наполняющее пространство жизнью. Вот 10 мест, где пища телесная встречается с пищей духовной.

Фрагмент работы Катрин З. в Leveldva.
Фрагмент работы Катрин З. в Leveldva.

Savva

Ресторан в отеле «Метрополь» занимает историческое помещение кофейни. От ее интерьера в стиле неоклассики сохранились два ряда колонн и живописные плафоны работы Игнатия Нивинского. Иван Цветаев, основатель музея изящных искусств на Волхонке, считал его «лучшим декоративным живописцем в Москве» и пригласил оформить Египетский зал музея.

Стилизации Нивинского в ресторане уравновешивают картины петербургского художника Сергея Бондарева: он пишет эфемерные и эксцентричные фигуры как сиюминутные впечатления. Одна из работ висит на лестнице: взгляд сквозь затянутую рябью времени амальгаму - две дамы в туалетах по моде 1914 года идут навстречу вечности.

Artest

Тонущую во мраке зону шеф-тейбл (за авторский сет Артема Естафьева ресторан получил 2 звезды Michelin) на первом этаже украшает огромное выпуклое зеркало Кристофа Ганьона. Выходец из артистической семьи и антиквар, он заинтересовался старинным венецианским ремеслом – изготовлением выпуклых зеркал с серебряной амальгамой. Его увлекает двойственность стекла - твердого, как мрамор, но хрупкого, способного принимать любые формы и отражать окружающее, одновременно видоизменяя его. Так зеркало стало произведением абстрактного искусства цены немалой. В случае чего его можно использовать как гигантское блюдо для огромного застолья.

Artest: огромное выпуклое зеркало Кристофа Ганьона на стене.

Bagebi

Потрясающей красоты ресторан грузинской кухни при Академии художеств. Его главная достопримечательность – два зала в бывших каретных проездах с арочными потолками. В начале нулевых они были расписаны группой художников, восстанавливавших храм Христа Спасителя: одну – копиями итальянских фресок времен раннего Возрождения, вторую – стилизованными под древнерусскую книжную миниатюру сценами из «Илиады» Гомера. Остальные помещения ресторана украшают картины Зураба Церетели разных периодов творчества художника.

ладо

Бистро и бар «ладо» в Кривоколенном переулке проживает практически в галерейном пространстве с высокими потолками и белыми стенами, так что регулярно устраивает у себя выставки молодых художников – то представят текстильный арт Лизы Смирновой, то расставят у стен полотна Вари Чельцовой.

Белые стены-холсты в "ладо".

Сейчас здесь выставлены работы на ткани и холстах tony.wwwww в наивном, нарочито детском стиле и крохотные артефакты и небольшие скульптуры художницы и керамистки Даши Кузнецовой, выступающей под псевдонимом Рецепт Розового.

Скульптуры Даши Кузнецовой.

Riesling Boys

В арт-проекте куратора Юлии Воскресенской Something Else Riesling Boyz исследуется концентрация вкуса и впечатлений, будь то вино или работа современного художника. В его рамках ресторан становится выставочной площадкой, открытой новым именам и экспериментальным стилям, глубине и простоте, художественному замыслу и мимолетному порыву в работах авторов. Среди последних - Виталий Простов, Аня Ярда, Кирилл Новиков и другие. Новая экспозиция откроется в конце июля.

Искусство в Riesling Boyz.

Kislovsky

Интерьер новенького ресторана в Кисловском переулке решен в стиле "метамодерн": на классические каноны наслаиваются элементы индустриального наследия XX века с интегрированными предметами современного искусства XXI века. Среди них - скульптуры испанца Джерарда Маса. Небольшими деталями – жвачкой, микрофоном, следами от купальника - он переносит совершенных девушек эпохи Ренессанса в 2022 год.

Работы Джерарда Маса в ресторане Kislovsky.

Ботаника

Ресторан на Большой Грузинской без потрясений проживает долгую по московским меркам жизнь – ему уже 16 лет. В интерьере по проекту художника Евгения Митты соединены историческая фактура здания начала века и модернистские элементы декора. Под потолком - артистичные люстры, найденные на блошиных рынках Франции, на столике - винтажный проигрыватель виниловых пластинок, на стенах - афиши концертов Queen и Rolling Stones вперемешку с работами Павла Пепперштейна, Юлии Заставы и Влады Ралко.

Ресторан "Ботаника".

Leveldva

Ресторан, который постоянно украшает картина Дмитрия Шорина «Стоянка Y», этим летом принимает серию выставок молодых художников. Художники, куратор и площадка хотят взглянуть на события дня, сместив фокус внимания внутрь себя и своих ощущений. «Путь и есть итог» — общее название арт-сезона, которое отражает его главную суть: жизнь случается с каждым из нас прямо здесь, в этой точке «Сейчас». Весь сезон разные художники ищут ответы на вечные вопросы. Первой стала Katrin З., молодая художница, работающая в стиле поп-арта. Осенью состоится аукцион, где можно будет купить картины, которые приняли участие в спецпроекте Leveldva.

Regent

Как и полагается высококлассному ресторану, Regent, известный своими эталонным салатами и стейками, буквально нашпигован современным искусством. Здесь висят «картины с буквами» Валерия Чтака, проводящие демаркационную линию между концептуализмом и стрит-артом, работа Les Halles почтенного представителя парижской школы (и уроженца Российском империи) Александра Гарбеля, «Чеснок» Юрия Купера, входящего в когорту младшего поколения нонконформистов, по биографии которого можно изучать вопрос свободы художника от внешних обстоятельств.

Mates

В новеньком кафе-пиццерии на Усачева за художественное наполнение отвечают специалисты галереи k35. Сейчас здесь выставлены работы Ильи Гапонова и Эдуарда Аниконова. Первый прославился огромными, написанными черным битумным лаком индустриальными жесткими пейзажами и серией из жизни шахтеров, но сейчас он больше интересуется личным и в его картинах появился цвет и любовь. «Лестница» Аниконова, написанная на грани абстракции, перекликается с пространством ресторана, добавляя ему глубины.

«Лестница» Э. Аниконова в Mates.