Зимний отпуск на Северном Кавказе: куда ехать, что посмотреть

Вероника Гудкова

Лучше гор могут быть только зимние горы. Самое привлекательное, что может предложить Северный Кавказ зимой всем любителям горных лыж - это, разумеется, трассы всех степеней сложности. В Северной Осетии это курорт Цей (до конца нынешнего года обещают открыть еще один кластер - Мамисон с почти 15 километрами трасс и двумя подвесными канатными дорогами), в Игушетии - Армхи, в Чечне - Ведучи (всего в часе езды от Грозного и, кстати, всесезонный - с искусственным покрытием на склонах на случай, если подведет переменчивая горная погода), в Дагестане - Матлас и Чиндирчеро.

Ингушетия. Перевал Цей-Лоам. Фото: Вероника Гудкова

Можно спорить о достоинствах и недостатках трасс, инфраструктуры и заведений après-ski каждого из упомянутых курортов, и любой опытный лыжник наверняка найдет десяток аргументов в пользу того, какой из них лучше: безопаснее либо, наоборот, "адреналиновее", люксовее или бюджетнее, больше приспособлен для детей или, напротив, рассчитан только на лихих фрирайдеров, которым никто не мешает показывать чудеса мастерства на "черном" склоне.

Но "до" и "после" лыжных трасс и собственно гор (а тем, кто не катается - и вместо) Северный Кавказ может предложить массу интересного. Причем у каждой из четырех республик - Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана - есть свои "места силы".

Дагестан. Сулакский каньон. Фото: Вероника Гудкова

Это природные красоты, термальные источники, архитектурные памятники, музеи или, наконец, просто гастрономические излишества - впрочем, иногда можно позволить себе и излишества, особенно в отпуске.

Сулакский каньон - излюбленное место фотосессий. Фото: Вероника Гудкова

Владикавказ (Северная Осетия)

Во Владикавказе приятно провести день после возвращения с горнолыжного курорта. Это сравнительно небольшой и тихий город, сохранивший целые кварталы дореволюционной застройки.

Центральная мечеть Владикавказа. Фото: Вероника Гудкова

Например, на центральной улице - проспекте Мира (до революции он назывался Нестеровским бульваром и Александровским проспектом) - можно увидеть пышные купеческие особняки в стиле эклектики и модерна. В одном из них разместился центр ремесел с магазином, где продаются традиционные серебряные украшения, охотничьи ножи с затейливыми ручками и копии древней осетинской чернолаковой керамики, отлично вписывающейся в современный интерьер.

Владикавказ. Мост с грифоном. Фото: Вероника Гудкова

После прогулки и осмотра особняков туристов ждет табачная фабрика. Нет, не для пропаганды курения, а для пропаганды культуры: в одноэтажном здании, построенном в XIX веке и принадлежавшем семье здешнего уроженца, знаменитого режиссера Евгения Вахтангова, сейчас размещаются выставочные залы Национального музея Северной Осетии. К нему примыкает парк имени "местного Пушкина" - Коста Хетагурова, а прямо напротив музейного здания камнями выложена спираль, скопированная с древнего осетинского святилища.

Памятник Михаилу Булгакову во Владикавказе. Фото: Вероника Гудкова

Во Владикавказе очень вкусно кормят тех, кто в принципе любит кавказскую кухню. Главный местный специалитет - традиционные осетинские пироги. О них складывают легенды далеко за пределами Северной Осетии, но у них самих есть легенда. По древнему поверью, на столе должно быть минимум три круглых пирога (независимо от того, какая у них начинка - сыр, мясо, картофель или свекольная ботва): один символизирует высшие силы (хуыцау), другой - солнце (хур), третий - землю (зæхх). Неплохие пироги, а также традиционный северокавказский хинкал (говяжий бульон с местной пастой) предлагает ресторан "Къона". Его название в переводе значит "Очаг", что символично для Северной Осетии: здесь (как, впрочем, и на всем Северном Кавказе) очень ценят именно домашнее гостеприимство и готовку. Не исключено, что, оказавшись в гостях у осетина или осетинки, вы отведаете пироги не хуже ресторанных.

Цей-Лоам и Эгикал (Ингушетия)

Ингушетия. Перевал Цей-Лоам. Фото: Вероника Гудкова

Впрочем, вкусно кормят и в других республиках Северного Кавказа. На перевале Цей-Лоам, в одном самых, пожалуй, красивых - буквально до "открыточности" - месте Ингушетии (когда-то здесь были языческие святилища древних ингушей), имеется местный "приют альпиниста" (а также горнолыжника, бейсджампера и прочих экстремалов) под названием "Легенды гор". Там тоже предлагают хинкал, а вместо осетинских пирогов - лепешки чапильг.

В "Легендах" работают люди, которые знают множество историй - увлекательных, героических и трагических - о звездах экстремального спорта, и поговорить с ними за по-домашнему приготовленным обедом очень интересно. Скажем, именно на Цей-Лоаме оборвалась жизнь знаменитого бейс-джампера Максима Маланчука, которому здесь поставили скромный памятник.

Горнолыжникам, отдыхающим в Армхи, стоит непременно выкроить время и осмотреть ингушские башенные комплексы - удивительные произведения народной архитектуры.

В досужих обсуждениях на интернет-ресурсах можно прочитать, что ингуши в старину строили свои многоэтажные башни из одного тщеславия - показать соседям свои финансовые и организационные возможности. На самом деле башни, высота которых достигает 40 метров, были домами для больших семей и родов - с практической точки зрения аналогом, например, огромных северорусских изб-"кораблей", где под одной крышей и в одних стенах находились и жилые комнаты, и хозяйственные помещения, и хлев.

Родовые башни были жильем и для людей, и для домашних животных. Фото: Вероника Гудкова

Нижний этаж ингушской башни в одном из самых хорошо сохранившихся комплексов - Эгикале - был отведен для скота, погреб - для запасов, а выше этажом, куда вела деревянная лестница, жили хозяева и их дети с семьями. Очаг, обложенный камнем, был в нижнем ярусе, а дымоход, проведенный внутри толстой каменной кладки стен, по спирали "обвивал" и согревал всю башню. Горные зимы суровы, кроме того, в Средние века были нередки набеги воинственных соседей. В башне при необходимости можно было отсидеться несколько дней, если кругом бушевал буран или нужно было ждать подмоги от дружественного рода.

Кстати, у ингушей были и другие башни - их строили с сугубо военными целями на вершинах гор, а не в долинах. На верхних площадках сторожевых башен постоянно дежурили воины, которые, видя опасность, разводили огонь, видный с другой башни, где тоже разводили костер и так далее - так информация об угрозе передавалась от селения к селению. Историки считают, что такой "телеграф" жители Северного Кавказа некогда переняли у византийцев.

Грозный (Чечня)

Новые мечети Чечни впечатляют красотой и размерами. Фото: Вероника Гудкова

Столица Чечни поражает воображение темпами, с которыми здесь все строится. В городе можно провести вечер в одном из местных ресторанов и поужинать отлично приготовленной бараниной и чорпом - местным мясным супом (в холода именно то, что нужно). А потом подняться на смотровую площадку в небоскребе "Грозный-Сити" и полюбоваться городом в вечерних огнях.

Небоскребы Грозный-Сити. Фото: Вероника Гудкова

Особенно впечатляет подсветка нового торгового центра, крыша которого выглядит как стилизованный цветок или сложная геометрическая фигура.

Торговый центр в Грозном. Фото: Вероника Гудкова

Любители культовой архитектуры, даже если они не исповедуют ислам, наверняка пожелают осмотреть новую мечеть "Сердце Чечни" имени предыдущего президента республики Ахмата Кадырова. Она построена в византийском стиле и вмещает до 10 тысяч молящихся.

Грозный. Мечеть "Сердце Чечни". Фото: Вероника Гудкова

Если же интерес туриста к исламской архитектуре действительно велик, то можно съездить в Аргун и осмотреть еще одну мечеть - "Сердце Матери" имени Аймани Кадыровой. Это сооружение в футуристическом стиле напоминает космический корабль - особенно вечером, когда включается разноцветная подсветка здания.

Аргун. Мечеть "Сердце Матери". Фото: Вероника Гудкова

Дербент (Дагестан)

Один из древнейших городов на территории Российской Федерации лежит на берегу Каспийского моря и представляет приятный контраст суровым заснеженным перевалам. Здесь приятно провести уикенд перед возвращением домой из горнолыжного отпуска.

Дагестан. Дербент. Вид на старый город. Фото: Вероника Гудкова

Осмотра заслуживает, прежде всего, возведенная персами на горе над городом цитадель Нарын-кала. Самые древние постройки крепости были возведены еще в VIII веке. В цитадели сохранились традиционные бани, цистерны для питьевой воды, руины стен и башен (сейчас они частично реконструированы) и входной портал шахского дворца. Со смотровой площадки крепости открывается впечатляющий вид на старый город и море.

После осмотра цитадели нужно непременно побродить по узеньким улочкам старого города - магалам. Здесь сохранился дом-музей Александра Бестужева-Марлинского и шиитская Джума-мечеть, где своды и стены буквально дышат древностью.

Наконец, на закате стоит предпринять небольшую загородную поездку и осмотреть одну из главных современных достопримечательностей Дербента - гигантский советский экраноплан "Лунь". Он знаком юным игроманам по тактическому онлайн-экшену Modern Warships. Впрочем, увидеть это впечатляющее то ли морское, то ли воздушное судно, которое так и не было принято на вооружение и коротает свой век на берегу, будет интересно и тем, кто далек от компьютерных игр. Корабль-самолет станет центральным объектом местного парка "Патриот", обустройство которого идет полным ходом.