Материалы по теме

"ГЭС-2"- новое культурное пространство в здании бывшей электростанции на Болотной набережной

В субботу, 4 декабря, открылся Дом культуры "ГЭС-2" - так называется новое культурное пространство в здании бывшей городской электростанции на Болотной набережной.

пресс-служба

Публику пускали бесплатно - нужно было лишь заранее зарегистрироваться на сайте v-a-c.org и иметь QR-код. Слоты были распределены по времени, но тем не менее на улице стояла очередь: несмотря на холод, посетители терпеливо и настойчиво стремились приникнуть к новому очагу культуры. Тех, кто пока этого не успел сделать, можем утешить: вход останется бесплатным и дальше, на тех же условиях.

ГЭС-2, о которой много говорили еще осенью, до ее официального открытия (в связи с установкой нашумевшей скульптуры "Большая глина №4"), - это действительно "дом культуры", а не "музей современного искусства". На таком именовании настаивают его основатели - представители арт-фонда V-A-C, принадлежащего миллиардеру Леониду Михельсону (в списке российского Forbes 2021 года он занимает пятую строчку).

"Большая глина №4", скульптура Урса Фишера. Фото: пресс-служба

Но это "дом культуры" не в нафталинно-советском, а в современном понимании. "Дом" этот прежде всего очень большой: площадь здания бывшей трамвайной, а затем городской электростанции - около 36 000 квадратных метров. Здесь помещаются выставочные залы, библиотека, мастерские и резиденции художников, актовый (он же киноконцертный) зал, магазины, ресторан и три кафе, детская площадка и аудитории для разных мероприятий.

И задача дома культуры нового формата - не заставить зрителя застыть в пиетете, а, наоборот, "втянуть" его в современное синкретичное искусство и привлечь к активному участию в культурных процессах.

Архитектор Василий Башкиров, проектируя в начале XX века будущую ГЭС, опирался на принципы церковной архитектуры и создал пространство с тремя нефами. Неизвестно, чем руководствовался Башкиров, уподобляя электростанцию храму, но его концепция оказалась работающей - не только тогда, но и сейчас.

"Сегодня сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. И как и храмы, они открыты для каждого", - говорит архитектор Ренцо Пьяно, реставрировавший ГЭС-2. Фото: пресс-служба

Реконструировать комплекс пригласили архитектурное бюро RPBW Ренцо Пьяно - лауреата Притцкеровской премии, построившего центр Помпиду в Париже. "Привет" Москве от центра Помпиду, который снаружи обвит цветными трубами коммуникаций, заметит даже неподготовленный зритель: на девственно-чистом светлом абрисе здания подчеркнуто выделяются высокие синие 70-метровые трубы. Это не только арт-отсылка к художнику-концептуалисту Иву Кляйну, запатентовавшему в 1960 году синий цвет "имени себя", но и гораздо более прямолинейное заявление: теперь эти трубы используются не для загрязнения воздуха промышленными выбросами, а наоборот, для его фильтрации - они стали частью вентиляционной системы.

Эскиз "ГЭС-2" с прилегающей территорией. Фото: пресс-служба

Ренцо Пьяно разделил наземное пространство "ГЭС-2" на четыре уровня по высоте и создал еще два подземных этажа. Все уровни соединены лестницами и лифтами.

Во время реставрации в соседнем подвале обнаружились старинные кирпичные своды: помещение принадлежало виноторговцу Ивану Смирнову, дяде знаменитого водочного магната Петра Смирнова. Теперь "Своды" - это художественные мастерские. Попасть туда можно и с улицы, и с парковки ГЭС через подземный ход. Фото: пресс-служба

В центральном нефе архитектор проложил свой проспект, нарезав пространство по вертикали на четыре уровня-яруса.

ГЭС-2: "Проспект" Ренцо Пьяно. Фото: пресс-служба

"Искусство, архитектура и наука нуждаются в демократизации. Все, что раньше было под замком, теперь стало доступным. Когда-то университет представлял собой обнесенное стенами аббатство - сегодня университетские кампусы сливаются с городом. Оперные театры и концертные залы рады широкой публике, а не только ценителям классической музыки. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. И как и храмы, они открыты для каждого", - говорит Ренцо Пьяно.

Все шесть лет, пока бюро RPBW вело реконструкцию, над содержательной частью "ГЭС-2" работала кураторская команда фонда V-A-C во главе с его директором Терезой Мавикой. Задачей обеих команд было создание такого общедоступного пространства, в котором чувствовал бы себя комфортно любой москвич, вне зависимости от уровня его погруженности в современную культуру.

Ближайшая программа "ГЭС-2" посвящена трансформации, которую пережила эта культура за последние тридцать лет. Первый сезон отсылает к самому известному в постсоветской России сериалу, повлиявшему на коллективное сознание: он называется ""Санта-Барбара". Как не поддаться колонизации?"

Здесь три основных проекта. Перформанс ""Санта-Барбара". Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона" - это пересъемка того самого сериала. Она займет 100 дней, каждые день снимается одна серия с одного дубля. Все это будет транслироваться в пространстве "ГЭС-2" на 14 мониторах. Перформанс посвящен тому, как продукты культуры (поп-культуры в частности) могут изменить жизни людей, и тому, как вымысел влияет на реальность.

Выставка "В Москву! В Москву! В Москву!" посвящена стремлению любого человека к недостижимому идеалу.

А многоформатный проект "Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях" (он состоит из выставки, рейва, серии стендап-выступлений и уличной танцевальной процессии) затрагивает аспекты карнавальной культуры в современной России. Участники проекта обращаются к российскому опыту, обнаруживая в нем соответствующие практики, укорененные в народной культуре, пришедшие на волне преобразований 1990-х или появившиеся позже. Кажется, стоит перечитать труды философа и теоретика искусства Михаила Бахтина, который снова становится актуальным.

ГЭС-2 находится на острове недалеко от храма Христа Спасителя. Фото: пресс-служба

Что еще есть в Доме культуры?

Кинотеатр "ГЭС-2 Кино" на 290 мест ежедневно показывает фестивальные новинки или премьеры российского проката, проекты голливудских студий и независимых режиссеров. Как и во всем здании, в Кинотеатре создана доступная среда: от пандусов и мест для посетителей, передвигающихся на инвалидных колясках, до свободной рассадки и недорогих билетов.

"Своды" объединяют мастерские художников и других креативных направлений: здесь можно экспериментировать с материалами - деревом, металлом, пластиком, керамикой и текстилем, можно создавать проекты в фото-, аудио- и видеостудии, лаборатории 3D-печати, студии шелкографии, можно взаимодействовать с другими участниками в пространстве коворкинга.

Ателье - это игровая площадка и мастерская для детей: они могут заниматься сами или вместе с сотрудниками.

В Библиотеке хранятся книги, собранные по рекомендациям кураторов и участников художественных и просветительских программ "ГЭС-2", а также полный набор книг издательской программы V-A-C Press. Есть оборудование для слабовидящих и слепых.

Вообще условия равного доступа к культуре для всех, независимо от особенностей восприятия, опыта или возраста - одна из главных идей в основе деятельности фонда V-A-C. На территории "ГЭС-2" создается безбарьерная среда, где гости всегда смогут посетить тихую комнату для отдыха, воспользоваться системами экранного доступа и брайлевским дисплеем в библиотеке, ознакомиться с описаниями выставок и художественными высказываниями на ясном языке, приходить с собаками-поводырями и заказывать сопровождение.

В общем, все 6 этажей "ГЭС-2" (4 надземных и 2 подземных) ждут посетителей. Объявлено, что свободные части здания и площади перед "Сводами" в течение всего года будут использоваться для различных активностей и совместного времяпрепровождения - от настольных игр, чаепитий и занятий дыхательными практиками до уличных фестивалей.

Очень интересно, насколько жизненным получится это пространство со столь продуманной концепцией. Окажется ли оно "достаточно подходящим" для города или реальные горожане - "достаточно подходящими" для него.

Ночная подсветка. Фото: пресс-служба