16.10.2015 21:10
    Поделиться

    Абызов: Структура надзорных органов "не по карману" государству

    Повышение эффективности госконтроля и надзора является одной из приоритетных в сфере совершенствования системы госуправления. Проблемам законодательного регулирования государственного и муниципального контроля были посвящены парламентские слушания, которые прошли сегодня в Совете Федерации.

    Открывая мероприятие, глава комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров напомнил о требовании президента исключить избыточное административное давление на бизнес и избавить предпринимателей от навязчивого контроля и надзора. Глава государства, в частности, поручил разработать проект закона о государственном контроле и надзоре, в котором должна быть определена структура функций и полномочий контрольных и надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Среди конкретных мер совершенствования контроля и надзора - переход на риск-ориентированный подход, создание единого реестра проверок с информацией обо всех проверках, их результатах и принятых мерах, а также проведение проверок в открытом и публичном формате. Ответственными за эту работу в кабмине были назначены Минэкономразвития, Минфин, Минюст и министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

    По словам Абызова, существующая структура контрольно-надзорных органов "не по карману" государству, она во многом архаична и является историческим наследием ранее принимавшихся структурных решений. Сейчас необходимо искать способы ее оптимизации, что позволит сократить численность центральных аппаратов примерно на 20-25%. При этом министр подчеркнул, что каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально и очень аккуратно, поскольку контроль и надзор напрямую связан с обеспечением безопасности в обществе. Возвращаясь к теме работы над нормативно-правовом регулированием в контрольно-надзорной деятельности, Абызов указал, что, несмотря на огромное количество выпущенных за последние годы документов, направленных на оптимизацию работы в этой сфере, порядок здесь не урегулирован. Более того, по ряду направлений территориальные органы, инспекторский состав находит не совсем прозрачные пути по осуществлению контрольно-надзорной деятельности, фактически обходя федеральное законодательство. С такой ситуацией, по его мнению, мириться нельзя.

    В том, что касается совершенствования контрольно-надзорной деятельности, необходимо провести ревизию требований на предмет их устаревания, исключить дублирование и противоречивость требований. Кроме того, надо определить ключевые показатели эффективности как по ведомствам, так и по отраслям. Также важным моментом является и совершенствование информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности. Представители бизнес-сообщества также считают, что необходимо исключить дублирование функций в госконтроле на региональном и муниципальном уровне и закрепить это в нормативно-правовых актах. Нужно сократить и перечень обязательных требований и сформулировать принципы, которые бы снижали административное давление и сокращали количество проверок в отношении добросовестных предпринимателей, которые в течение 3-5лет не имеют никаких нарушений.

    Говоря о готовящемся законопроекте о госконтроле, директор юридического департамента ТПП РФ Сергей Васильев отметил, что большинство предпринимателей поддерживает риск-ориентированный подход, но в документе он прописан не до конца. По его словам, бизнес предлагает использовать опыт пилотных регионов по применению риск-ориентированного подхода и не торопиться с принятием законопроекта о госконтроле. По итогам парламентских слушаний комитет по делам Севера выработает свои рекомендации, в том числе по подготовке правительственного плана мероприятий по комплексному совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в период 2016-2017 годов.

    Поделиться