Кто первым займет лучшие места на Луне

Директор ИКИ РАН Анатолий Петрукович рассказал о предстоящих полетах на Луну
25.01.2026 / 08:30
iStock
Стартовал новый нацпроект технологического лидерства "Развитие космической деятельности". Предусмотрено 16 запусков космических аппаратов по различным направлениям космической науки. Какие самые амбициозные? Что в приоритете?

"Ничего "не амбициозного" в нашей программе быть просто не может", - сказал в интервью "РГ" директор Института космических исследований (ИКИ) РАН академик Анатолий Петрукович. - Каждая позиция прошла очень строгий отбор и, по определению, стала приоритетом. А основных направлений несколько. Это исследование околоземного пространства, Солнца, Венеры, дальней Вселенной, медико-биологические миссии. И, конечно, это большая лунная программа. Предусмотрены как орбитальные, так и посадочные аппараты, которые позволят нам в течение ближайших десяти лет создать российский форпост на Луне, сотрудничая в том числе и с другими странами.

В мире сейчас запускается 4-5 лунных миссий в год. Однако удачных посадок за последние пять лет немного. Так, у Китая их было уже четыре, и все успешные. Все попытки других стран, кроме одной индийской и одной американской, подготовленной коммерческой корпорацией, оказались со знаком минус: аппараты либо разбивались, либо переворачивались после посадки.

Высадка людей пока в планах. Есть объявленные программы - китайская и американская. Американцы формально тут ближе к цели: у них уже слетал беспилотный корабль, а в начале февраля они собираются запустить миссию "Артемида-2" для первого после "Аполлонов" облета Луны астронавтами. Желаем только удачи. Высадку они планируют на 2027−2028 годы, однако все зависит от готовности лунного посадочного аппарата, который делает Илон Маск. А вот Китай объявил, что их пилотируемый полет состоится в 2030 году. Известно, что они полным ходом готовят запуск. Такой расклад на сегодняшний день.

"Россию в этой современной лунной гонке сильно отбросила назад неудача с "Луной-25"? - задал вопрос корреспондент "РГ".

"Назад? Как-то странно так говорить, - заметил академик Петрукович. - Да, мы пока не продвинулись вперед. Давайте посмотрим, что происходит. На Луне идут "отладочные" посадки: отрабатываются алгоритмы, навигация, техника. Малые роверы проводят исследования самого начального уровня. Это такой тестовый этап, в котором, да, мы поучаствовали неудачно. Он еще несколько лет продлится. А вот на горизонте 2030-го года начнется целенаправленное освоение каких-то участков Луны, когда будут несколько посадок в один и тот же район. Когда будет начинаться создание лунных баз, в том числе с высадкой космонавтов и астронавтов.

И вот мы как раз со следующей попыткой прилунения, которая должна быть в 2029-2030 году, попадаем в этот мейнстрим. Мы никуда не опоздаем. Другое дело, что права на ошибку здесь уже нет.

Для первых посадок на Луне и мы, и американцы, и китайцы просто, условно говоря, выбирали место поровнее, где-то в средних широтах. И все равно многие переворачивались при посадке. А сегодня всех интересуют уже районы, важные с точки зрения дальнейшего развития. В наших приоритетах приполярные районы, где, мы считаем, наиболее перспективно создание постоянных лунных баз. Там более щадящий тепловой режим: в смысле перегрева днем. Там в затененных районах может быть лед под грунтом.

И вот тут с местами проблема. Прежде всего потому, что это гористые районы, и ровных площадок не очень много. Кроме того, для постоянной связи надо, чтобы Земля была хорошо видна. Для питания солнечных батарей необходимо место, где достаточно солнечного освещения. Поэтому после "отсева" хороших мест остается не очень много. И конечно, за них будет конкуренция, потому что друг другу на голову никто садиться не будет.

Интервью с директором Института космических исследований (ИКИ) РАН академиком Анатолием Петруковичем читайте на полосе "Наука" в "Российской газете" в ближайшую среду.

Поделиться