22.12.202515:48
размер шрифта 1.0x

В домах стали делать больше пространств для работы

Удаленная работа стала привычной частью жизни, поэтому застройщики начали проектировать в домах больше зон для работы, переговорных и коворкингов.

Пространства для работы - это не обязательно офисные столы.
Пространства для работы - это не обязательно офисные столы./Сергей Куксин

Почти в половине строящихся высокобюджетных жилых комплексов столицы уже запланированы специальные пространства для работы: коворкинги, переговорные и оборудованные зоны в лобби, отмечается в исследовании компании PIONEER. Так, пространства для работы предусматриваются в общих помещениях 41% жилых комплексов (ЖК) бизнес-класса, в 51% ЖК премиум-класса и в 49% элитных. Средняя площадь коворкинга в ЖК составляет 30-35 кв. м, переговорной - 18-20 кв. м. "Элементы офиса становятся must-have составляющей для современных комплексов", - поясняет директор по ценообразованию и аналитике компании Евгения Виниченко.

В Pergaev Bureau подтверждают эту тенденцию. "В лобби каждого жилого комплекса класса "бизнес+" и выше заказчик просит разместить коворкинг или переговорную комнату, или и то и другое сразу", - говорит основатель компании Сергей Пергаев. Сейчас даже в проектах более низкого класса можно встретить в техзадании разработку коворкинга, добавляет он.

Этот тренд устойчивый и уже не воспринимается как эксперимент, соглашается и гендиректор архитектурной студии BOHAN studio Дарья Туркина. "После пандемии удаленная и гибридная работа стала нормой, и девелоперы довольно быстро на это отреагировали. По нашей практике, в Москве и крупных городах сегодня запрос на коворкинги, переговорные и рабочие зоны в составе жилых комплексов возникает практически в каждом проекте среднего и премиального сегмента. Если до 2020 года такие пространства закладывались точечно и скорее как маркетинговый ход, то сейчас они становятся частью базового сценария жизни в ЖК".

Аналогичная динамика и в региональных проектах бизнес- и комфорт-классов: формат масштабируется, хотя глубина и качество решений могут отличаться. Важно, считает Туркина, что эти пространства все чаще рассматриваются не как дополнительная функция, а как фактор ценности жилой среды и конкурентного преимущества проекта.

При этом не всегда пространства для работы похожи на офисы - это может быть деловое пространство с камином в лаунж, с коворкингом с большим столом для коллективной работы, уютными креслами для общения и переговорными комнатами, рассказывает Виниченко.

Спрос идет не только на удаленный офис, но и просто на места, где можно провести переговоры, говорит Пергаев. "Например, мы сейчас получили запрос на разработку в лобби ЖК ресторана, где резиденты могли бы проводить бизнес-переговоры", - отмечает он.

Девелоперы просят проектировать не только классические коворкинги, но и гибкие общественные пространства, говорит Туркина: небольшие переговорные, "тихие" зоны для концентрации, библиотеки, лобби с возможностью работать и проводить встречи. Это отражает более фундаментальный сдвиг в образе жизни: дом все меньше воспринимается как место "после работы". Он становится полноценным пространством жизни, где сосуществуют работа, общение, концентрация, восстановление и личное время.

Около 75% работающих жителей больших городов сейчас трудятся полностью дистанционно или по гибридному графику, говорится в исследовании PIONEER. Излюбленными местами для работы вне офиса стали собственная квартира (40% опрошенных), коворкинг (30%) или кафе (30%). Среди опрошенных были как топ-менеджеры или владельцы бизнеса (35%), так и менеджеры среднего звена (26%). При этом более 40% участников отметили недостаток комфортных рабочих пространств в своих районах.

Пандемия показала, что работать в гибридном графике возможно, говорит гендиректор "Торговой сети Технониколь" Анатолий Нестеров. В таком режиме сложнее контролировать сотрудников, и возникали опасения, что, работая из дома, они перестанут разделять ценности компании. Однако это оказалось преодолимо. Помогают, в частности, прозрачные критерии оценки эффективности. "Если человек может работать продуктивнее дома, это признак зрелости процессов компании, - отмечает психолог Ольга Кравчук. - Если нет, значит, менеджмент так и не научился ставить задачи ясно и доверять результату без визуального контроля".

Вместе с тем соосновательница архитектурного бюро CONTINUUM Олеся Могилевская отмечает, что рост спроса на коворкинги часто существует лишь на уровне разговоров - о том, что "так надо", что, возможно, стоит пересмотреть общественные пространства или сделать это уникальным торговым предложением для ЖК бизнес-класса. "Но когда дело доходит до реализации, до конкретных техзаданий или проектных решений, никакого фактического изменения функционала в жилье или офисах обычно не происходит", - говорит она. Это может быть связано не только с неприятием удаленки, но и с тем, что недвижимость стала очень дорогой и арендовать коворкинг могут позволить себе далеко не все. "Есть мировая практика, когда удаленщики арендуют квартиру побольше - с отдельной комнатой или нишей под кабинет. В России я такого практически не встречала. У нас люди на удаленке либо работают прямо из дома, либо выбирают кафе или те же коворкинги, но в масштабах, недостаточных для реального влияния на рынок. Это подтверждается и тем, что в постковидное время в России не произошло заметного увеличения спроса на квартиры с большим числом комнат или увеличенной площадью из-за перехода на удаленный формат", - говорит Могилевская.

Российская газета - Федеральный выпуск: №291(9830)

Читайте также