Владимир Панков в "Репетиции оркестра" напоминает: пока мы репетируем, мы живы
Андрей Максимов: О чем спектакль Владимира Панкова "Репетиция оркестра"
Андрей Максимов, писатель, драматург.
Андрей Максимов, писатель, драматург. / Станислав Красильников/ТАСС
Мы живем в эпоху бесконечных репетиций. Мы постоянно готовимся - к счастью, к любви, к новой жизни, к осознанности, но все никак не начинаем играть. Мы учим текст, сверяем партитуры, спорим с дирижером, обвиняем соседей по оркестру в фальши, но так и не решаемся вступить вместе. Мы откладываем жизнь, потому что все время кажется, что еще не готовы.

Жизнь нельзя сыграть идеально. Но можно прожить ее, как честную репетицию - с ошибками и сбоями. Владимир Панков напоминает: пока мы репетируем, мы живы. Пока слышим друг друга - есть музыка. Все остальное - просто шум.

Вот, говорят, что "Репетиция оркестра" - первый спектакль Владимира Панкова в качестве худрука "Ленкома Марка Захарова". Отчасти да. Но до этого были совершенно замечательные "Задворки", когда Панков доказал сомневающимся, что он понимает язык "Ленкома" и готов держать качество.

"Задворки" и вот теперь "Репетиция оркестра" поставлены на театральном языке Владимира Панкова - так больше никто не умеет. Не в смысле так хорошо, а просто - таким образом. Панков принадлежит к тем режиссерам, чьи спектакли абсолютно узнаваемы. При этом я бы слукавил, сказав, что работы режиссера мне все и всегда нравились. Не все и не всегда. Но то, что он делает на сцене "Ленкома Марка Захарова", блестяще.

Действие фильма Феллини происходит в костеле. И многие рецензенты уже написали, что чудесный художник Алексей Кондратьев построил на сцене церковь. Можно и так. Но мир столь метафоричного спектакля не может быть простым и ясным. Для меня это, с одной стороны, очень крепкая конструкция, с другой - она вся продуваема ветрами и сквозняками. Так ведь мы с вами и живем, правда: стараемся построить прочную основу жизни, но - сквозняки, сквозняки, сквозняки...

Как у всякой яркой работы, у "Репетиции оркестра" будут жаркие поклонники (я отношусь к ним) и столь же яркие недоброжелатели. Например, я уже прочитал, что в спектакле Панкова, мол, слишком много метафор.

Это напомнило мне фразу из одной замечательной пьесы. Император говорит Моцарту: "В вашем произведении слишком много нот". На что гений отвечает: "Нот всегда семь, ваше величество". В театре много метафор не бывает. Режиссер, умеющий мыслить сценическими метафорами, - уже победитель.

Хотите "Репетиция оркестра" - это метафора любого коллективного вида искусства: театра, кино, оркестра? Хотите - это метафора всей нашей жизни, ведь все мы существуем в том или ином оркестре, и надо строить отношения и с соседями, и с руководителем оркестра? А хотите спектакль - метафора жизни любого отдельного человека, ведь любой из нас стремится стать дирижером самого себя? Выбор - за зрителем.

Пока мы репетируем, мы живы. Пока слышим друг друга - есть музыка

Вот, например, кто такой переписчик нот, тонко и трогательно сыгранный Александром Сириным? Нелепый человек? Последнее колесо в колеснице, как он сам о себе говорит? Но ведь музыка (читай - жизнь) происходит по тем нотам, которые он переписал, и, если он сделает ошибку, не зазвучит музыка. Так ли он прост? Вот такая вот метафора...

Уже писано-переписано, что в спектакле участвует вся труппа театра. Некоторые артисты познакомились на репетициях "Репетиции"! В какой-то момент мне показалось, что действо напоминает...показ в театр, когда у актера есть очень мало времени, чтобы блеснуть, подчас один номер. Однако если актер или актриса - мастер, то запоминаются.

Только тут - не показ театральному начальству, а показ зрителю: вот какие актеры есть в "Ленкоме", вот что они умеют. Главное, у них получается: создавать людей, иных, на них самих не похожих.

Ах, какие люди интересные в оркестре! Какие непохожие! И каждого хочется назвать и про каждого сказать хоть пару слов. Про каждого! Только где ж места-то взять? Да и слова, чтобы найти всех?

Не могу не отметить замечательные костюмы Ирэны Белоусовой, которые очень помогают и в создании образов, и в осознании их нами, зрителями.

В том-то и проблема дирижера (блестящая работа Андрея Соколова), что надо все эти разные, подчас истеричные крики соединить в гармонию. А что у вас и есть-то для работы, руководитель? Музыка и слово. Мало? Много?

Правда, дирижеру помогает администратор оркестра (мощная работа Сергея Степанченко). Человек, который обеспечивает работу остальных. Как он живет? Над музыкантами парит, "обеспечитель" жизни? Или, наоборот, живет всегда в тени, никому не ведомый физик среди лириков?

Это метафора всей нашей жизни, ведь все мы существуем в том или ином оркестре, и надо строить отношения и с соседями, и с руководителем...

Абсолютно точно, просто и органично играет роль летописца-телережиссера Иван Агапов. Вы никогда не задумывались, дорогой читатель, что практически у любого из нас, вне зависимости от звания и положения, есть свой летописец? Сын/дочь, супруга, друг, прошедший рядом все годы? Наша жизнь проходит на глазах тех, кто ее фиксирует. Вот такого "фиксатора" жизни и играет Агапов.

На самом-то деле хитрец Панков поставил спектакль не про музыку и не про оркестр. "Репетиция оркестра" - про человека, который живет среди шума, но все равно ищет звук, в который поверит. Про общество, которое говорит одновременно на тысяче языков, но мечтает о согласии. Про зрителя, который приходит в театр, потому что ему нужен не сюжет, а возможность услышать себя.

Если мы говорим о серьезном театре (ничего не имею против театра развлекающего), то человек приходит в него в поисках самого себя, в стремлении быть услышанным. Спасибо Владимиру Панкову и всему "Ленкому Марка Захарова" за возможность эмоционально задуматься.

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться