Airbus начал масштабную кампанию по устранению неполадки на 6 тысячах самолетах A320. Что думают эксперты

Пилот A320: Убытки от отзыва Airbus надо оценить отдельно по каждому перевозчику
02.12.2025 / 14:13
iStock
Авиационные эксперты продолжают анализировать проблему, возникшую после того, как над США в полете самолет Airbus A320 резко и без команд пилотов перешел в снижение, в результате которого пострадало около 15 человек. В СМИ появилась информация об отзыве около шести тысяч самолетов Airbus A320 из-за проблем с системой управления полетом. Это один из крупнейших отзывов, если не самый крупный, за 55 лет истории Airbus. Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов" попыталось разобраться в ситуации вместе с пилотом-инструктором A320, который пожелал сохранить инкогнито.

По словам пилота, Airbus начал масштабную кампанию по устранению неполадки примерно на шести тысячах самолетах A320. Речь не шла о физическом отзыве машин для ремонта на заводы, как было с проблемой в двигателях в недавнем прошлом, а только лишь о срочном откате программного обеспечения. Возврат к старой прошивке, другими словами. Поводом стало резкое опускание носа самолета в крейсерском полете, которое привело к травмам среди пассажиров.

"Выяснили, что неисправность связана с компьютером ELAC, управляющим рулями высоты и элеронами в системе fly-by-wire, или, как бы у нас сказали, - ЭДСУ, - говорит летчик. - Поэтому потребовалось временно вывести затронутые самолеты из расписания до устранения проблемы".

Со слов производителя, причина - сбой в работе ELAC, вызванный воздействием космической радиации на электронные компоненты. "Из того, что мне удалось прочитать за эти дни, частица может изменить бит данных в памяти компьютера, - рассказывает пилот. - В целом такие события перекрываются резервированием, но у версий софта L103 и L104 была уязвимость: как я понял, ELAC формировал ошибочную команду на отклонение рулей высоты до опроса второй системы".

"Какие модули и системы затрагивает проблема?" - поинтересовались эксперты. Как пояснил пилот-инструктор, проблема затрагивает ELAC - Elevator Aileron Computer, ключевой компьютер по управлению креном и тангажом. Он преобразует сигнал от ручки управления пилотов через компьютер в движения рулей высоты и элеронов. Их два, и вот по какой-то причине (возможно, это и есть ошибка софта) сигнал на руль высоты подавался до опроса резервной системы.

Эксперты замечают: точные суммы убытков нужно оценивать по каждому перевозчику отдельно. Имеет значение количество самолетов, нуждающихся в ремонте, их местонахождение, как далеко они от базы, а также необходимое количество оборудования и персонала, способного выполнить работы.

Какой выход из ситуации? По мнению пилота-инструктора, решение - обновление или откат программного обеспечения ELAC на безопасную версию. Работы выполняют инженеры авиакомпаний. Если требуется только обновление софта, задача занимает примерно один-два часа на самолет и выполняется прямо на стоянке. В случае замены компонентов время увеличивается.

Какие бюллетени опубликованы Airbus? "Мы получили Emergency Airworthiness Directive (EAD) 2025-0268-E, где вкратце описано, что именно надо менять, на каких самолетах и почему. Думаю, что технические службы получили соответствующие рекомендации, они обычно пользуются развернутыми мануалами с детально описанными шагами по процедуре ремонта", - отмечает пилот.

Комментарий МКАА "Безопасность полетов":

- Нельзя не согласиться со словами пилота-инструктора, что реальное негативное воздействие из-за создавшейся ситуации зависит от авиакомпании и количества затронутых самолетов. Мы бы еще добавили - и от места события. Известно, что в этом году в США, где в основном празднуется День благодарения, он отмечался 27 ноября. И это практически самый напряженный период для авиакомпаний, поскольку поток пассажиров возрастает очень значительно. По предварительным данным, авиакомпании страны перевезли за эти дни около 31 миллиона пассажиров (в России аналогичное число перевозится всеми авиакомпаниями примерно за четыре месяца).

Помимо резкого увеличения количества пассажиров воздействовали еще как минимум два фактора: сложные зимние метеоусловия во многих крупных аэропортах и пресловутый глитч в программном обеспечении Airbus A320. Это неминуемо привело к задержкам, а местами - и к отменам рейсов.

По данным сайта отслеживания рейсов FlightAware, в воскресенье в США было зарегистрировано 12 113 задержек рейсов на прилет и вылет. Трекер также зафиксировал 1424 отмены рейсов. Больше всего пострадали аэропорты в Чикаго, Нью-Йорке, Бостоне, Де-Мойне, Форт-Лодердейле и Детройте.

Поделиться