
Пока основными отечественными транспортниками тяжелого класса остаются Ан-124. Ранее предпринимались попытки возродить их производство, но желаемые результаты получить не удалось. Альтернативный вариант - разработка нового самолета. Она началась в 2016 году. В кратчайшие сроки были проведены необходимые теоретические проработки.
Концепт-проект будущего тяжелого транспортного самолета "Слон" впервые продемонстрировали на авиасалоне МАКС-2017. Ожидается, что он сможет перевозить до 150-180 тонн тяжелых и крупногабаритных грузов на расстояние до 7 тысяч километров со скоростью 850 км/ч. Максимальная коммерческая нагрузка - 180 тонн. Для сравнения: у Ан-124 - 120. По оценкам экспертов, такие характеристики позиционируют "Слона" как потенциального мирового лидера в своем классе и гарантируют его коммерческую привлекательность.
Специалисты ЦАГИ рассказывали: чтобы повысить топливную эффективность и улучшить эксплуатационные свойства самолета, они разработали и изготовили ряд модификаций элементов летательного аппарата. Это варианты законцовок крыла, альтернативное поперечное сечение фюзеляжа, уменьшенный обтекатель стыка крыла с фюзеляжем и новые пилоны с мотогондолами. Их влияние на аэродинамику модели было оценено во время целого цикла исследований. Кроме того, испытания показали: расширение транспортных возможностей самолета, связанное с увеличением размеров фюзеляжа, не влечет за собой ухудшения аэродинамических характеристик. "Слон" сразу проектировался под российские перспективные двухконтурные турбореактивные двигатели ПД-35 с взлетной тягой до 35 000 кгс.
Какие перспективы у проекта? Эксперты прежде всего отмечают заполнение ниши, которую сейчас занимают устаревший Ан-124 "Руслан", американский военный Lockheed C-5 Galaxy, гражданские грузовые варианты Boeing 747-8F и Airbus A380F. Преимущества перед западными конкурентами (Boeing или Airbus-А380-800F) - в возможности вести погрузку и разгрузку через рампы в носовой и хвостовой части судна, а также в меньшей требовательности к инфраструктуре аэродромов. Но главное - это создание своего современного тяжелого транспортника.
Также на предприятии хотят наладить выпуск новых самолетов Ил-276, ранее имевших обозначение Ил-214. Это средний военно-транспортный самолет, его разработка началась в 2001 году. Ил-276 будет способен перевозить грузы до 20 тонн на расстояние до 2000 км. Самолет планируют оснащать двумя типами двигателей.
Количество персонала на заводе придется увеличить с 12 до 20 тысяч человек. Один из способов привлечь новые кадры - строительство жилья, предназначенного непосредственно для работников предприятия. По информации ПАО "Ил", в ноябре в Ульяновске началось строительство жилого многоквартирного дома для работников "Авиастара", ветеранов СВО и их семей.
Губернатор в ходе прямой линии сообщил, что на техническое перевооружение завода "Авиастар" потребуется 48 млрд рублей. "Уже в этом году деньги начинают поступать", - сказал он. Глава региона отметил, что средства будут в первую очередь направлены на замену станочного оборудования. "Мы будем менять станочное оборудование, потому что сейчас сдерживает программу выпуска самолетов Ил-76 именно нехватка качественного станочного оборудования, которое бы работало не три-четыре часа в смену, а потом наладки шли, а все 24 часа в смену", - пояснил губернатор.
В 2026 году будет отмечаться 50-летний юбилей филиала ПАО "Ил" "Авиастар", указ об этом подписал президент Владимир Путин.
Губернатор Ульяновской области объявил 2026 год Годом авиастроителя в регионе. "Авиастроение - одна из ключевых отраслей в регионе. Наш авиагигант - флагманское предприятие, где трудятся тысячи ульяновцев", - отметил Алексей Русских. По его мнению, федеральная поддержка придаст импульс развитию предприятия.