28.11.202510:39
размер шрифта 1.0x

Частное жилье как средство размещения потеснило отели. Выровнять конкуренцию поможет новый налог

РСТ: Налог на сдачу частного жилья для туристов поможет сбалансировать рынок

В российских регионах доля жилых домов среди средств размещения уже превышает долю классических гостиниц, так что введение для них туристического налога выровняет условия конкуренции в отрасли. При этом нововведение незначительно отразится на стоимости для путешественников. Об этом "РГ" сообщил президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский.

Марина Трубилина

Ранее глава Минфина Антон Силуанов рассказал, что его ведомство совместно с Минэкономразвития в 2026 году проанализирует возможность взимания туристического налога при сдаче в аренду жилых домов.

"Инициатива распространить туристический налог на сдачу частного жилья - это логичное продолжение работы по легализации услуг средств размещения и выравниванию условий конкуренции в отрасли. Сегодня гостиницы и официальные средства размещения несут полноценную фискальную нагрузку, тогда как значительная часть частного сектора работает вне сопоставимых правил. Это приводит к перекосу рынка и демпингу со стороны частного сектора", - говорит Уманский.

При этом если туристический сбор будет распространен на частное размещение, то его влияние на конечную цену для туриста будет таким же, как и в гостиничном сегменте. Президент РСТ отметил, что на сумму в первую очередь влияет спрос и конкурентная среда, а не формальный ввод дополнительного налога.

"На сегодняшний день средняя стоимость аренды квартиры или апартаментов у частного лица в два раза и более ниже, чем стоимость гостиничного номера: порядка 4,5 тыс. рублей против 10 тыс. рублей. На фоне такой разницы дополнительная нагрузка в 1-2% не окажет существенного влияния на поведение туристов и не станет фактором, способным изменить спрос на услуги частного размещения", - рассказывает Уманский.

Как отметил эксперт, бурный рост аренды частного жилья связан с тем, что спрос на размещение в некоторых регионах значительно опережает возможности, которые могут приготовить гостиницы, ведь на создание одного отеля уходит около пяти лет.

"На этом фоне перепрофилирование сдаваемой квартиры или дачного дома под прием туристов происходит значительно быстрее и практически не требует капитальных вложений. Поэтому в условиях взрывного роста внутреннего туризма и нехватки гостиничного номерного фонда частный сектор начал расти буквально как грибы после дождя", - рассказывает Уманский.

Также дополнительным стимулом для развития стали онлайн-платформы, которые сделали бронирование квартиры или апартаментов таким же простым и доступным, как бронирование гостиничного номера, отметил он.

"В результате в ряде российских регионов доля частного сектора среди средств размещения уже превышает долю классических гостиниц. Поэтому предложение распространить туристический налог на этот сегмент выглядит логичным шагом в сторону выстраивания более прозрачного и сбалансированного рынка размещения", - заключил Уманский.

Читайте также