
Арбитражный суд Орловской области признал банкротом ОАО "Промцеолит" по иску контрагента компании - московского ООО "Цеотрейдресурс", владельцем которого является известный медиамагнат Арам Габрелянов. Конкурсное производство введено на полгода, управляющим назначен Евгений Михайлов. При этом суд отказал ответчику во введении в его отношении процедуры финансового оздоровления и утверждения мирового соглашения с истцом.
"Цеотрейдресурс" потребовал банкротства из-за 89,3 миллиона рублей долга - 54,1 миллиона самой задолженности и 35,2 миллиона процентов за пользование чужими средствами. Сам долг, следует из судебной документации, возник по договору оказания маркетинговых услуг, заключенному в 2013 году. Изначально, в 2021 году, "Цеотрейдресурс" требовал почти 112 миллионов рублей, спустя два года Арбитражный суд Москвы взыскал с "Промцеолита" 90,2 миллиона.
Иск о банкротстве был подан осенью 2024 года. В нынешнем июне на предприятии было введено наблюдение - первая ступень банкротства. После этого орловское управление Федеральной службы заявило об 1,2 миллиона рублей долга, но в реестр требований кредиторов эта сумма пока не включена.
По данным Rusprofile, ОАО "Промцеолит" работает с 2001 года. В прошлом году выручка составила 179,9 миллиона рублей, чистая прибыль - 26,8 миллиона. Актуальные учредители не раскрываются. Ранее владельцем была промышленная группа "Алсико". Из судебной документации следует, что компания принадлежит структуре группы - московскому ООО "Цеомакс".
По собственной информации, "Промцеолит" совместно с еще одной "дочкой" "Алсико" ОАО "Мелор" разрабатывает Образцовское месторождение в Хотынецком районе. Разведанные запасы оцениваются в 7,3 миллиона тонн. "Мелор" добывает цеолит, "Промцеолит" занимается переработкой. Мощность производства составляет 50 тысяч тонн в год.
По данным администрации Хотынецкого района, "Промцеолит" является системообразующим предприятием: на него приходится около 40 процентов промышленного производства в муниципалитете.
"Промцеолит" и "Цеотрейдресурс" активно судятся по различным поводам с 2021 года.
Из судебной документации следует, что в 2012-2021 годах "Промцеолит" и "Мелор" незаконно принадлежали кипрской "Тиайджи Минерел Рисосиз Кампени Лтд" - акции выбыли из владения "Цеомакса" через цепочку недействительных сделок.
При этом с 2013 по 2021 год "Промцеолит" и "Цеотрейдресурс" были аффилированы через ряд лиц. В "Промцеолите" заявляли, что кипрскую компанию также контролировал Арам Габрелянов, однако в судебной документации это не отражено. Со ссылкой на выписки из ЕГРЮЛ и пояснительные записки к бухгалтерской отчетности должника там утверждают, что медиамагнат был в 2019-2020 годах бенифициаром "Промцеолита".
В конце 2018 года по решению судов акции орловских предприятий вернулись "Цеомаксу". Тогда же, указано в документации, "ТиАйДжи Минерел Рисосиз Кампени Лтд" начала "активное разграбление" "Промцеолита" и "Мелора". В частности, в сравнении 2018 и 2019 годов выручка "Промцеолита" сократилась в пять раз - с 203,7 до 43,7 миллиона рублей.
Сам банкрот требовал с "Цеотрейдресурса" Арама Габрелянова и еще ряда физлиц более 350 миллионов рублей убытков. По части исков суды прекращены, по части продолжаются в различных инстанциях.
Руководитель антикризисной защиты бизнеса "Юрэнергоконсалт" Виктория Бардаева отметила, что признание предприятия банкротом не влечет за собой обязательного прекращения его деятельности:
- По общему правилу, если компания генерирует хоть какую-то прибыль, за счет которой можно пополнить конкурсную массу в интересах кредиторов, она не останавливает работу, поскольку это выгодно в первую очередь самим кредиторам. Второе важное обстоятельство - риски обесценивания активов в связи с простоем: на предприятиях с непрерывным циклом производства приостановка чревата рисками утраты производственных мощностей. В-третьих, приостановка может привести к нарушению условий лицензий, что важно в случае с добычей природных ресурсов, а без лицензии привлекательность прочих активов банкрота снижается, не говоря уже о вероятности продажи имущественного комплекса одним лотом.
С ней согласен партнер фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Олег Пермяков. По его словам, в конкурсном производстве управляющий может продолжать хозяйственную деятельность, если это необходимо для поддержания имущественного комплекса в надлежащем состоянии до момента торгов и будет способствовать максимальному удовлетворению требований кредиторов. Приостановка возможна, если предприятие будет генерировать убытки и тем самым уменьшать конкурсную массу.
Олег Пермяков добавил, что ситуация с "Промцеолитом" будет чувствительна для региональной экономики, но вряд ли станет критической для отрасли в целом.
- Проблема внешне выглядит решаемой, носит локальный характер, так как долг составляет порядка 90 миллионов рублей. Возможно, в итоге можно ожидать смены собственника или реструктуризации с сохранением настоящего комплекса, - предположил эксперт.