Эксперты назвали нейросети синтезатором будущего

В музыкальной среде искусственный интеллект (ИИ) воспринимается как "новый синтезатор XXI века". Это инструмент, который ускоряет генерацию идей, помогает с гармонией, аранжировкой, звуковыми текстурами. Профессиональный композитор не конкурирует с ИИ. Он становится его режиссером, превращая алгоритм в творческий инструмент, как когда-то синтезаторы и драм-машины изменили звучание поп-музыки 1980-х.
Нейросети переизобрели индустрию создания музыки.
Нейросети переизобрели индустрию создания музыки. / Andrey Suslov / iStock

Нейросети совершили то, что еще недавно казалось невозможным, - демократизацию музыки. Сегодня любой человек без музыкального образования может при помощи платформ вроде Udio, Suno, Mubert или Amper Music создать полноценный трек за минуты, считает независимый эксперт в сфере искусственного интеллекта, кандидат экономических наук Алексей Лерон.

В перспективе технология создаст новую профессию: музыкальный дизайнер ИИ. Это человек, который управляет нейросетью, задает параметры стиля, тембра, эмоции и отвечает за художественный результат. Он не композитор в классическом смысле, но и не оператор машины. Именно эта синергия станет основой творческого класса, где искусственный интеллект - не конкурент, а партнер по производству контента.

Сегодня российские лейблы и продюсеры начинают использовать ИИ для создания инструменталов, джинглов и ремиксов, особенно в коммерческой рекламе и кино. Рынок постоянно растет. Зарабатывают на нем те, кто контролирует инфраструктуру: разработчики алгоритмов, правообладатели голосов и стриминговые сервисы.

С экономической точки зрения это уже влияет на распределение средств в индустрии. Композитор, использующий ИИ, может за неделю создать больше контента, чем раньше за месяц, что меняет экономику студийных процессов и стоимость музыкального продукта. Но критически важным остается вопрос прав на исходный материал. Нейросеть генерирует новый объект на основе обучающих данных, которые зачастую включают защищенные авторские произведения. Это становится точкой конфликтов между лейблами и разработчиками ИИ. Здесь формируется новая граница: ИИ не заменяет композитора, но требует от него юридической и технологической грамотности.

В России, согласно Гражданскому кодексу, автором может быть только человек. Если композиция была сгенерирована ИИ без вклада человека, она просто не считается объектом авторского права, отметил директор по консалтингу системного интегратора и разработчика Navicon Илья Народицкий.