"Это наша маленькая победа". Уголовное дело летчика Сергея Белова вернули в прокуратуру для устранения недостатков

В Омске суд вернул прокурору уголовное дело летчика Сергея Белова
Сегодня судья Центрального районного суда города Омска Ольга Айринг начала предварительные слушания по резонансному уголовному делу пилота Сергея Белова. Они проходят в закрытом режиме. Летчика, посадившего самолет в пшеничном поле и сохранившего жизни более 160 пассажиров, обвиняют в нарушении безопасности полетов.
Владимир Николаев/РИА Новости

Утром у входа в суд собралось множество журналистов. Все ждали Сергея Белова. Но защитник пришел один. Сам Сергей прилететь в Омск не смог. У оставшегося без работы пилота сложное финансовое положение и тяжелобольная мать-инвалид на руках. Его ходатайство о проведении слушаний в режиме видео-конференц-связи было отклонено. Но Сергей настроен на борьбу и не теряет бодрости духа.

"В этот непростой период жизни меня очень сильно поддерживают как морально, так и финансово многие мои коллеги, в том числе пилоты "Уральских авиалиний" и мои однокурсники. Я им безмерно благодарен, - рассказал "РГ" Сергей Белов. - Мне предлагали прекратить дело в связи с истечением срока давности, но по нереабилитирующим основаниям. Я категорически отказался, потому что виновным себя не считаю. Я хочу только одного - чтобы все было по закону!"

Сергей Белов: Мне предлагали прекратить дело, но я хочу только одного - чтобы все было по закону!" Фото: из личного архива

Потомственный летчик Белов говорит, что не представляет своей жизни без неба. Он прошел все необходимые тесты и исследования и продлил свое пилотское удостоверение до 2027 года. Занимается на летных тренажерах, чтобы не потерять форму. Но несмотря на презумпцию невиновности, ни одна авиакомпания не горит желанием брать на работу пилота, находящегося под уголовным преследованием.

В суде интересы Белова представляет молодой адвокат из Омска Лев Галенников.

"В предварительных слушаниях мы заявили ходатайство о признании заключения эксперта Приволжского центра независимых экспертиз и исследований Добронравова недопустимым доказательством, полученным с нарушением требований УПК, и исключении заключения данного эксперта из перечня доказательств", - пояснил Галенников.

Сторона защиты просила судью Ольгу Айринг вернуть дело прокурору для устранения реальных препятствий для его рассмотрения в суде, в том числе связанных с нарушением права на защиту.

Сторону обвинения в процессе представляет лично омский транспортный прокурор Василий Блинников, который категорически отказался от комментариев. Представители авиакомпании "Уральские авиалинии" в суд не явились, несмотря на то, что громко заявили о причиненном им крупном ущербе - 118 миллионах рублей. Еще семь гражданских исков по миллиону рублей каждый заявлено от пассажиров.

Впрочем, большинство из летевших данным рейсом омичей пострадавшими себя не считают.

"Мне настойчиво предлагали признать себя потерпевшей, но я наотрез отказалась, - признается омичка Марина Валенкова. - Какая я потерпевшая, если у меня нет ни единой царапинки? Сергея Белова лично я считаю героем! Он не виноват в том, что на борту произошла поломка. В экстремальной ситуации он сделал все возможное, чтобы спасти наши жизни. Его не судить надо, а награждать".

Фармацевт Марина Геннадьевна специально взяла выходной, чтобы прийти в суд поддержать пилота, и очень расстроилась, что ее не пустили на процесс.

Из Сочи в Омск они возвращались вместе с мужем после отдыха. Теперь 12 сентября супруги празднуют как свой второй день рождения. А билеты на рейс бережно хранят - как талисманы. Когда стало понятно, что на борту произошел инцидент, Марина Геннадьевна написала на своем посадочном "Дети, я вас люблю!" и спрятала его у сердца.

Большинство из летевших этим рейсом пострадавшими себя не считают

"Я помню, что вместе с нами сидела девушка. Она летела первый раз в жизни и, когда мы заняли свои места, - робко попросила нас с мужем быть ее ангелами-хранителями, - вспоминает Марина Геннадьевна. - Никакой паники и истерик на борту не было. Все поддерживали друг друга. Экипаж действовал четко и слаженно. Командир Белов по рации был с нами на связи и пояснил, как надо готовится к жесткой посадке. Но она оказалась комфортной и мягкой. Вы бы слышали, какие были аплодисменты! Белову аплодировал весь салон. Мы хлопали так, что наши ладони еще долго были красными.

Предварительные слушания длились более двух часов.

После возвращения из совещательной комнаты судья Ольга Айринг озвучила решение - вернуть уголовное дело прокурору для устранения недостатков.

- Это наша маленькая победа! - не скрывает радости Сергей Белов.

Два года назад Сергей Белов и его экипаж сделали все возможное для спасения 167 жизней. Фото: Из архива Сергея Белова

Напомним, инцидент, за которым продолжает следить вся страна, произошел 12 сентября 2023 года. В тот день на борту воздушного судна Airbus А320 авиакомпании "Уральские авиалинии", выполнявшего рейс Сочи - Омск, произошла аварийная ситуация. Командир экипажа, пилот Сергей Белов принял решение посадить самолет на пшеничном поле под Новосибирском. Его называли героем, спасшим более 160 жизней, а потом неожиданно предъявили обвинение. Обо всем этом "РГ" подробно рассказывала в серии публикаций: "Жесткая посадка" ("РГ" от 03.09.2025), "Разбор полета" ("РГ" от 05.09.2025), "Неожиданный вираж" ("РГ" от 14.09.2025), "Разворот на Омск" ("РГ" от 01.10.2025).

После расследования уголовное дело передали в Барабинский районный суд Новосибирской области - по месту совершения аварийной посадки. Однако сторона защиты ходатайствовала об изменении подсудности уголовного дела, так как большинство пассажиров воздушного судна проживают в городе Омске и Омской области. Восьмой кассационный суд его удовлетворил.

Еще на стадии предварительного следствия Белов заявлял ходатайства о производстве дополнительных следственных действий: повторных экспертиз, допросов свидетелей, специалистов, проведении осмотров, проверке его показаний в кабине воздушного судна и так далее. Однако ему отказывали без обоснования причин. Жалобы и ходатайства о направлении уголовного дела для производства дополнительного расследования также были проигнорированы: прокуратура без изучения дела в 12 томах за один день утвердила обвинительное заключение и направила его в суд.

Теперь же дело вновь вернется из суда в прокуратуру.

Так стоило ли спешить?