Осужденная Миримская переводится в регион, где расположены родные ей предприятия

Внезапный поворот наметился в нашумевшем деле экс-председателя совета директоров банка БКФ и основателя компании "Русский продукт" Ольги Миримской, осужденной за взятки на общую сумму 1,8 млн долларов. Год назад в Измайловском суде Москвы прокурор запросил для нее 20 лет лишения свободы со штрафом в 500 млн рублей. Суд признал ее виновной, приговорил к 19 годам колонии общего режима и 400 млн рублей штрафа. Вердикт подтвердил: с коррупцией в нашей стране борются решительно. Но выпустить Миримскую могут гораздо раньше.

Напомним фабулу: по одному эпизоду Миримскую признали виновной в даче взяток следователю Юрию Носову. Он расследовал уголовное дело о якобы похищении бывшим мужем Миримской дочери, рожденной суррогатной матерью. Бизнес-леди "поощряла" следователя за ускорение и принятие выгодных ей процессуальных решений. В 2020 году дело в отношении бывшего мужа закрыли за отсутствием состава преступления. Носов же "присел" вместе с Миримской, получив 11 лет "строгача" и лишившись звания "подполковник юстиции". Еще по трем эпизодам Миримскую признали виновной в попытке за сотни тысяч долларов через посредников повлиять на решения арбитражных судов. После развода она делила имущество со своим первым мужем Алексеем Голубовичем, бывшим топ-менеджером печально известного "ЮКОСа". И надеялась, видимо, за деньги решить спор в свою пользу.

А тут новость пришла из Кинешмы - города в Ивановской области, в которую Миримскую отправили отбывать наказание. 5 ноября Кинешемский городской суд рассмотрел в открытом судебном заседании ходатайство о рассрочке уплаты штрафа, который должен поступить в доход государства. По сообщениям из зала суда, Миримская просит о рассрочке на три года. Часто ли осужденные подают такие ходатайства? "Нечасто", - ответила представитель прокуратуры на вопрос нашего корреспондента, присутствовавшего на заседании. "Гособвинение считает приговор справедливым?" "Конечно", - подчеркнула она.

При смягчении наказания экс-банкирша Миримская уже после Нового года сможет просить об условно-досрочном освобождении

При этом о ее богатстве годами ходят легенды. Дочь советского авиаконструктора. Получила научную степень в США, в 1993 году вернулась в Россию и устроилась в банк "Менатеп", где трудился ее муж Алексей Голубович. Шла приватизация, банк за "гроши" скупал активы: экспериментальный комбинат пищевых концентратов "Колосс", Московский пищевой комбинат, Детчинский завод овощных концентратов и др. Активы затем внесли в капитал АО "Русский продукт" (владеет брендами "Московский картофель", "Геркулес" и др.). В 2000 году Миримская с менеджерами выкупила контрольный пакет акций компании. В 2015 году Forbes включил ее в число 50 богатейших женщин России под N 22. Состояние бизнес-леди оценивалось в 100 млн долларов.

Миримская возглавляла совет директоров АО "Русский продукт" с 1999 по 2007 год, затем была советником гендиректора. В 2009-м официально ушла в Банк корпоративного финансирования (БКФ), руководила им фактически до вынесения ей приговора. В ноябре 2024 года Центробанк отозвал у БКФ лицензию за нарушение законов о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма. Обе подконтрольные ей компании фигурировали в коррупционных делах Миримской. И посредниками выступали сотрудники "Русского продукта" (конечным бенефициаром которого являлась Миримская, следует из приговора), расположенного в Калужской области.

Так нужна ли ей рассрочка? Один из адвокатов - участников процесса стоимость арестованного имущества Миримской оценивал в 2,5 млрд рублей. А из открытых источников еще известно о 4,2 млрд рублей выручки "Русского продукта" за 2024 год. А вот это уже интересно. "Русский продукт", зарегистрированный в поселке Детчино в Калужской области, владеет компанией "Мирфудс". Выручка "Мирфудса" за 2024 год - 4,1 млрд рублей. Так ли уж и преувеличены слухи о миллиардах? Впрочем, судьба рассрочки повисла в воздухе. Кинешемский горсуд решил передать материалы в другой суд. Объединенная пресс-служба судов общей юрисдикции Ивановской области объяснила это решение поступившей в суд информацией о направлении осужденной для отбытия наказания в исправительную колонию... Калужской области.

Со слов представителей Миримской, сославшихся на ответ Федеральной службы исполнения наказаний, ранее экс-банкирша подала заявление о ее переводе в колонию ближе к месту жительства. "Ольга Михайловна проживает в Москве, ее родственники тоже, это самое важное. Это ближайшая локация для ее [Миримской] отбытия наказания", так объяснили они выбор Калужской области в качестве нового "места отсидки". Решения, связанные с условиями отбывания наказания Миримской, теперь будут приниматься на калужской земле. У крупных промышленников, как правило, отношения с местными органами всех уровней налажены. "Определенные круги попытались воспользоваться кратким периодом "междувластия" сразу после ухода предыдущего Генпрокурора Игоря Краснова", - тут же предположили СМИ.

А тут еще, по их данным, прокуратура подала представление во Второй кассационный суд общей юрисдикции, несколько удивив просьбой смягчить осужденной наказание более чем в 2 раза - до 8 лет и 9 месяцев колонии. По мнению надзорного ведомства, суд не учел материнские чувства фигурантки, которая с помощью взяток возвращала похищенную дочь, а также "гуманитарную помощь жителям Донбасса, которую она продолжает оказывать, даже находясь в заключении". Трудно судить, корректно ли называть чувства материнскими. Согласно тесту ДНК, материнство Миримской исключается. Миримская может приходиться ребенку бабушкой, тетей или... сестрой, но не мамой. Экспертное заключение об этом существует, на этот счет есть документы, о чем писали и другие СМИ. Плюс остаются три эпизода с попыткой дачи "судебных" взяток, которые "материнскими чувствами" уже не объяснишь.

"Защитников" Миримской, очевидно, не смущает даже то, что она спонсировала запрещенный в России "Правый сектор", - отмечает пресса. - Украинские неонацисты даже наградили Миримскую "почетной грамотой", до сих демонстрируемой в соцсетях экстремистов". А еще вспоминаются ее деловые связи, включавшие в себя, по данным СМИ, главу "ЮКОСа" Михаила Ходорковского (признан Минюстом РФ иноагентом и внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) и Леонида Невзлина (признан Минюстом РФ иностранным агентом). Ведь именно она, писала пресса, помогла им увеличить долю в GML - той самой организации, которая от имени бывших акционеров "ЮКОСа" пыталась на Западе отсудить у России 50 млрд долларов. Возможно, не было бы вообще иска от бывших акционеров "ЮКОСа" к России, если бы не Ольга Миримская, предполагают СМИ.

И хотя прокуратура и сейчас не ставит под сомнение виновность Миримской, от 19 лет может остаться всего лет 6 реальной отсидки. Арестовали ее в 2021 году. Время содержания в СИЗО засчитывается, как один день за полтора в срок лишения свободы. При смягчении наказания Миримская уже после Нового года сможет просить об условно-досрочном освобождении. Некоторые считают, что новый суд может стать испытанием на прочность для системы правосудия. Вряд ли вопрос стоит так, ведь принцип "закон один для всех" никто не отменял. Но то, что судьи должны оставаться независимыми от любых внешних влияний, очевидно, это в интервью "РГ" подчеркнул и новый председатель Верховного суда Игорь Краснов (в последние дни пребывания которого на посту Генпрокурора был оглашен приговор Миримской в апелляции). Именно независимость и внутреннее убеждение судьи, основанное на законе, обеспечивают доверие общества к судебной системе и реальное воплощение принципа справедливости, заявил в интервью Краснов.