
Есть кино, которое мы просто смотрим: следим за интригой, смеемся, плачем... А есть фильмы, которые словно раскрывают нас. Эдакая, если угодно, проверка для зрителя. "Семь дней Петра Семеныча" и есть именно такое зеркало, в которое мы часто не хотим заглядывать, но глядеть в него необходимо.
Авторы картины сразу ушли от, казалось бы, требующей воплощения банальности: мол, человек узнает о смертельном диагнозе и тут же переосмысливает свою жизнь. Такое было не раз. Такое видали. Ожидание смерти как прожектор, высвечивающий жизнь. Вполне возможный прием.
Однако Кеосаян снял про другое. Вам, дорогой читатель-зритель, интересен человек? Вот просто - человек. Так и хочется сказать это слово по слогам: че-ло-век... Со всеми его комплексами, радостями, печалями и проч., и проч., и проч. Не полицейский, который ловит бандитов. Не мужчина, разрывающийся между женой и любовницей. Про что еще снимают нынче кино? Не тот, кто вынужден стать преступником, потому что жизнь заставила.
Нет, нет и нет! Просто человек. Как вы, как я, как большинство окружающих нас людей. Обыкновенный человек, проживающий обыкновенную жизнь, - интересен вам, читатель-зритель? В зеркало заглянуть хочется? Фильм-проверка для каждого из нас: насколько мы можем сосредоточиться на чужой обыденности, на чужой душе, на чужих страданиях, может быть, и мелких, если смотреть со стороны, но огромных - если приблизиться к страдающему.
Кеосаян не привлекает внимание спецэффектами. Он создает пространство тишины - знакомое морское побережье, легкий шум волн, кресло у окна, взгляд на опустевший курорт. И герой, который привык быть действующим лицом в своей истории, вдруг вынужден стать еще и наблюдателем собственной жизни.
Для того чтобы снять кино про человеческую жизнь, нужен не просто хороший актер, но актер глубокий, страдающий, думающий, равно умеющий играть и трагедию и комедию. Тигран Кеосаян такого нашел: Федор Добронравов.
Есть актеры хорошие, есть замечательные, а есть непостижимые, невероятные. Добронравов из таких. Он не просто органично живет на экране - это умение любого хорошего артиста, но существует невероятно интересно.
Понимаете, что это значит? За ним очень интересно наблюдать. Потому что его интересно разгадывать. Кажется, что в герое Федора Добронравова намешено все, и актер словно предлагает нам то одну сторону своей души, то другую: изучайте, разглядывайте - мне не жалко, авось и про себя самих что-то новое поймете.
Он держит паузу. Он выбирает молчание там, где, казалось бы, надо говорить. И именно эта интонация - сдержанная, почти скрытая - становится силой. Потому что мы знаем: когда все время уходит и нельзя вернуть ни одной минуты, голос меняет тембр - становится не громче, а глубже.
Финальный танец Добронравова должен войти в учебники по киноискусству. Существование актера тут непостижимо прекрасно, невероятно горько и радостно. Это своего рода актерский фокус, но который может позволить себе только очень большой мастер.
Все актеры, работающие под началом Тиграна Кеосаяна, создают живых людей, то есть персонажей неоднозначных, требующих нашей, зрительской, разгадки, сложных.
Лаура Кеосаян - дочь Петра Семеныча, сыграна здорово. Очевидно вроде бы - плохой человек. Или не очевидно? Она оторва или жертва? Сиди, зритель, решай.
Странный олигарх, которого, как всегда блестяще, играет Владимир Ильин: человек здоровый, богатый, но несчастный какой-то, потерянный. Отчего? Почему? Сиди, зритель, думай.
Соседка в прекрасном исполнении Олеси Железняк. Хозяйка побережья, добрая, открытая... Или нет? Или есть и в ней своя тайна? Сиди, зритель, раскидывай мозгами.
Все это - герои картины. Петр Семеныч - главный, остальные - рядом. Но на самом-то деле главный герой фильма - это время. Нам наивно кажется, что оно принадлежит нам: мы, мол, распоряжаемся своим временем, теряем его или находим для важных дел. А на самом деле мы - игрушки в руках времени, и иногда оно может сузиться совсем-совсем. До семи дней, скажем. Тех самых семи дней творения, за которые Господь создал мир, а тебе, может быть, придется создать самого себя, как герою картины Кеосаяна.
Только не говори, что создавать себя поздно. Когда фильм закончится и ты оторвешь взгляд от экрана, вдруг поймешь: нет ничего такого в этом мире, что не может стать началом. Даже если впереди всего семь дней. Человек - существо, которое всегда может начинать. Пока ты жив, это никогда не поздно.
Вопрос не в том, чтобы после просмотра картины ты вернулся к повседневным делам. Куда важнее, чтобы вы, читатель-зритель, вернулись к самому себе. Если, конечно, отошли от себя и смогли себе в этом признаться. В принципе тянет сказать, что последняя картина Кеосаяна "Семь дней Петра Семеныча" - его завещание. Но это будет как-то слишком серьезно, а в фильме, как всегда у Тиграна, много юмора и иронии.
Это просто хорошее кино. Нужное сегодня всем, кто хочет задуматься, а не просто поесть в зале попкорна.