Люди обречены стать полностью зависимыми от ИИ. Или нет?

Человеческое подсознание ошибочно считывает нейросеть как "старшего брата"
Кто бы мог представить еще несколько лет назад, что искусственный интеллект из абстрактного футуристичного концепта так скоро обретет реальную форму и окажется в кармане каждого из нас, и применять его мы будем не ради сверхсложных математических вычислений или разработки лекарства от рака, а чтобы списать контрольную работу или написать эссе? Университеты и школы по всему миру в панике: системы антиплагиата не успевают за новыми моделями ИИ, а некоторые студенты не пытаются выполнить даже самую простую работу самостоятельно. Недавно я заметил, как один из моих одногруппников воспользовался искусственным интеллектом, чтобы понять, в чем заключается его собственное мнение по поводу группы Queen. Не стану лгать: я тоже часто пользуюсь ИИ. Иногда в тех же целях, что и мои коллеги.
Люди слишком доверяют ИИ, считая, что обученный компьютерный алгоритм не может совершить ошибку.
Люди слишком доверяют ИИ, считая, что обученный компьютерный алгоритм не может совершить ошибку. / iStock

Я, конечно, могу написать эссе сам, а моему одногруппнику наверняка не составит труда определиться с любимым альбомом Фредди Меркьюри. Но человеческий мозг действительно выбирает путь наименьшего сопротивления. Многие из нас и так умственно загружены до предела - так почему бы не срезать углы там, где это поможет сделать загадочный и не каждому до конца понятный, но такой доступный алгоритм ИИ? Особенно если дело касается рутинных задач, которыми не очень хочется заниматься. В конце концов, это упрощает нам жизнь и делает нас счастливее. Разве нет?

Я сразу вспоминаю, как стоявшие у истоков социальных сетей рассказывали о них тогда, еще на самом рассвете интернета. Фейсбук должен был дать людям со всей планеты возможность общаться и делиться важными новостями, моментально и абсолютно бесплатно. Инстаграм - площадкой для самовыражения (обе платформы принадлежат Meta, запрещенной в России как экстремистская организация). Твиттер (сервис заблокирован в РФ) - местом, где можно было поделиться своими мыслями. Но со временем они превратились в платформы, до предела набитые рекламой и оборудованные коварными алгоритмами, которые продают нам содержимое этой рекламы, подстраиваясь под наши предпочтения и "подсаживающие" нас на иглу бесконечного дофамина: нужно только пролистать ленту. Корпорации, владеющие этими социальными сетями, зарабатывают миллиарды долларов и наделяют себя властью над новостями, которые попадают или не попадают к нам в ленту. Нам только кажется, что мы сами выбираем, кого читать и на кого подписываться.

Счастливее нас это точно не сделало. Но компании, занимающиеся искусственным интеллектом, тоже обещают сделать нас умнее и креативнее и освободить наше время для действительно важных вещей. Вряд ли все настолько просто: в конце концов, развитие ИИ-моделей требует колоссальных инвестиций, и технологические гиганты все-таки рассчитывают выйти "в плюс". Нейросети должны стать для нас незаменимыми - настолько же незаменимыми, как социальные сети и смартфоны. Мы должны стать полностью зависимыми от ИИ. Противостоять этому практически невозможно - в конце концов, мы должны оставаться и конкурентоспособными. Между двумя людьми с одинаковыми задачами, один из которых выполняет их в несколько раз быстрее другого, пусть и с помощью ИИ, условный работодатель, вероятно, выберет того, кто экономит его время, пусть даже качество и будет немного отставать.

Я не хочу показаться луддитом. Тем не менее во многих случаях вопрос использования нейросетей - это не просто вопрос самоконтроля. Сама технология в ее нынешнем виде - то есть в виде чата, в котором ты общаешься с машиной, максимально имитирующей человеческие коммуникативные повадки, - не должна существовать. Наши мозги просто не готовы к ней. Человеческое подсознание ошибочно считывает нейросеть как "старшего брата" - в первую очередь как человекоподобную сущность, которая умнее и надежнее самого человека. Добровольно отказаться от такой технологии если не невозможно, то довольно сложно. Критическое мышление тоже отключается: нам кажется абсурдным, что компьютерный алгоритм, обученный едва ли не на всех знаниях мира, может совершить ошибку и оказаться глупее нас самих.

Более того, проблема, которая опаснее, чем сама технология, - это компании, в чьих руках она находится. К сожалению, ИИ-гиганты не спросят нас, какой именно работой мы хотим продолжить заниматься. Экономическое благоразумие превыше всего - кого смогут заменить, тех и заменят. Массовая смерть критического мышления - всего лишь "сопутствующий ущерб". Возлагать ответственность за это на человека, а не на многомиллиардные компании, эксплуатирующие слабости человеческой природы, - просто наивно.