Подделать номер не удастся: Операторы связи работают над новой мерой против телефонных мошенников
Решение объединит усилия операторов по борьбе с телефонным мошенничеством и переведет отрасль к единой доверенной системе. Сейчас над внедрением такого API работают крупные операторы связи "Билайн", Т2, "МегаФон" и МТС.
Юрий Силаев, заведующий лабораторией доверенного искусственного интеллекта РТУ МИРЭА, рассказал, что единый API - это один из самых действенных инструментов. Главная уязвимость в том, что мошенники могут подделывать номер, маскируясь под банк или государственную службу. Разрозненные системы операторов не всегда успешно и оперативно фильтруют такие вызовы.
"Единый API создает централизованную базу знаний о "цифровых отпечатках" мошеннических вызовов. Даже если номер подменен, система может анализировать не только сам номер, но и другие параметры вызова, такие как источник сигнализации и его аномальные характеристики. Обнаружив несоответствие, система мгновенно предупредит абонента, лишая мошенников их главного оружия - доверия к поддельному идентификатору", - указывает Юрий Силаев.
В пресс-службе Т2 рассказали, что API нужен для ускорения обмена информацией между операторами и клиентами, а сегодня обмен данными происходит в ручном режиме. Единый интерфейс позволит не только ускорить передачу информации, но и исключить ошибки, связанные с человеческим фактором.
"Система маркировки между операторами отлажена и автоматизирована, так как это не новая услуга, она существовала и ранее. Разработка открытого API ведется для усовершенствования взаимодействия как между большой четверкой, так и операторами фиксированной связи. Завершить разработку и внедрение планируется до середины декабря. API автоматизирует передачу связки "номер - маркировка и МАВ" между операторами, сократит ручные операции, повысит скорость и точность обмена данными, а также снизит издержки всех участников", - поясняют в пресс-службе "МегаФона".
В пресс-службе "Билайн" рассказали, что уже действует API для юридических лиц. Дополнительно компания разрабатывает межоператорский интерфейс для обмена сведениями. Плановый срок завершения - конец текущего года. Такой API позволит унифицировать взаимодействие между операторами, ускорить распространение корректной маркировки и повысить прозрачность процессов.
"С технической точки зрения такой API работал бы как стандартизированный шлюз для обмена данными о доверии к номеру в реальном времени. Когда на телефон пользователя поступает входящий вызов, приложение или сама операторская платформа могла бы отправить запрос в единую систему, передавая номер звонящего. Эта система, агрегируя данные от всех операторов, банков, правоохранительных органов и даже самих пользователей через механизмы обратной связи, проводила бы мгновенную верификацию. Для пользователя этот процесс будет совершенно незаметным и займет доли секунды", - объясняет Юрий Силаев.
Главное техническое преимущество API - это унификация и стандартизация, рассказал Дмитрий Егоров, старший преподаватель кафедры "Телевидение и звуковое вещание" МТУСИ. Интерфейс выступает в роли единого "языка", на котором будут говорить все участники процесса - от банка, который хочет показать, что звонок действительно от него, до оператора связи, который доставляет этот звонок абоненту.
Так, вместо создания множества точек взаимодействия создается один контролируемый канал.

