
Суть ситуации - проста. Больница пожилую пациентку пролечила и подготовила к выписке, долечиваться в амбулаторных условиях. О предстоящей выписке она предупредила сына пациентки, который не только сын, но и опекун матери. Вот только сын отказался забрать маму, сославшись на антисанитарные условия у нее дома, и начал оформлять путевку для помещения матери в пансионат. Больница пыталась связаться с сыном в надежде заключить договор оказания платных услуг и вручить уведомление о необходимости забрать пациентку, но тот просто не стал отвечать на телефонные звонки сотрудников больницы и выходить с ними на связь. В конце концов через 113 дней маму он все же забрал, но отказался оплатить ее пребывание в стационаре.
Случилось это в волгоградской больнице N 5. Олег Д. несколько месяцев не забирал престарелую мать, которой уже оказали необходимую помощь. В эту больницу 79-летняя женщина попала в феврале 2023 года. С целым букетом недугов, среди которых гипертония, ишемическая болезнь сердца и прочее, ее перевели из больницы скорой помощи. По словам докторов, она была признана недееспособной, но при этом адекватно отвечала на вопросы - рассказывала о своей семье, о том, что у нее есть внук. Вела себя спокойно, без агрессии. Но вот с ориентированием у нее уже были проблемы. Самостоятельно старушка не могла никуда ходить, так как легко заблудилась бы.
Пенсионерку лечили три недели. Когда ее здоровье улучшилось, ее должны были выписать. Но одну отпускать нельзя. А где же сын? Где внук? Где семья этой женщины? Администрация больницы тоже очень хотела бы знать. Олег навестил свою маму лишь один раз. Он не привозил ни одежду, ни средства гигиенического ухода, ни вкусностей, которыми обычно балуют приболевших родственников. Даже с лечащими врачами не встречался. Мы не касаемся таких сложных вопросов, этично или нет его поведение. Это на его совести. Но он является официальным опекуном. Значит, у него есть по закону обязательства заботиться о пожилой матери.
Врачи пытались с ним связаться, и лишь один раз Олег ответил. Сказал, что дома у него нет условий, чтобы содержать больную мать. А потом вообще перестал брать трубку. Но больница - это не гостиница, у нее совсем другие задачи. Руководство учреждения стало привлекать другие структуры, чтобы уведомить опекуна. Обращались в администрацию Волгограда, в органы опеки. Вплоть до прокуратуры.
Только через четыре месяца главврач больницы Дмитрий Орлов узнал, что Олег оформляет документы для размещения матери в специализированном учреждении. Всего женщина провела в больнице 113 лишних дней. И лишь в начале июля ее перевезли в пансионат.
Расходы пришлось взыскивать с опекуна. Сначала районный, а в этом году и областной суд подтвердили правоту больницы. С гражданина, бросившего мать в палате, взыскали 135,6 тысячи рублей.
- У нас других вариантов и не было, только добиваться оплаты. От страховых компаний могли быть штрафы, ведь женщина находилась в наших стенах не по медицинским основаниям. ОМС не покрывает такие траты, - объясняет "РГ" главный врач больницы Дмитрий Орлов. - Мы должны эффективно использовать все ресурсы для помощи людям. У нас каждая койка важна. В масштабах страны такие случаи совсем не редки. Я бы сказал, что это большая проблема, когда на плечи государства люди перекладывают свои обязанности. Когда стало известно о нашем случае, мне знакомые врачи из других регионов звонили, советовались, потому что и они сталкивались с таким же поведением опекунов.
В объединенной пресс-службе судов Волгоградской области "РГ" подтвердили, что особых причин не забирать мать у ее сына не было. Более того - сначала он не возражал против добровольной оплаты расходов на ее содержание. Когда ему представили расчет, то передумал и даже пытался обжаловать решение.
Корреспондент "РГ" побывал в доме, где жила старушка. Некоторые соседи ее помнят. Они подтвердили, что в прошлые годы ее сын и внук, живущие где-то поблизости, периодически появлялись. Сейчас ее двухкомнатная квартира закрыта на амбарный замок. А на двери крупно белой краской написано: "Долг". Соседи по лестничной клетке никого не видели из этой квартиры больше года.
В официальных структурах, куда "РГ" направила запросы, нам пояснили, что по закону о персональных данных ничего не могут сообщить о сыне этой женщины.

Действительно, не каждый сможет справиться с уходом за беспомощным родственником. Но есть ведь цивилизованный способ решения проблемы: делегировать заботу специализированным учреждениям. А пока идет оформление, приглашать соцработника, сиделку. В конце концов, самим напрячься и пережить это сложное время. Цены на проживание в домах престарелых в Волгограде варьируются от тысячи до 2200 рублей в сутки. Для самостоятельных пенсионеров стоимость проживания ниже, а для лежачих выше.
- Раньше старушек пугали: сдам тебя в дом престарелых! У многих до сих пор такой страх в подсознании сидит. Но сейчас совсем другой уровень комфорта, другое отношение, - заверяет директор волгоградского пансионата Дмитрий Сиятский. - И все больше людей меняют мнение о таких учреждениях. Наши клиенты - обычные люди, которые не могут самостоятельно присмотреть за близкими. Например, кто-то уходит на СВО и привозит родителей к нам. У нас не только старики, но и молодые инвалиды живут. Сейчас возраст наших подопечных - от 25 до 98 лет.
Сын до последнего пытался оспорить решение Центрального районного суда, который встал на сторону врачей. Но абсолютно все судебные инстанции страны ему отказали. В решении судов особо подчеркнуто, что невозможность перевести пожилую женщину по месту жительства и отсутствие в это время направления в пансионат "сами по себе и в совокупности не освобождают ответчика от обязанности по возмещению заявленной истцом суммы, так как опекун не доказал наличие у матери таких заболеваний, при которых она нуждалась в продолжении стационарного лечения в больнице".
Писать банальности, что родной сын и внук должны по всем законам писаным и неписаным, юридическим и человеческим заботиться о маме и бабушке, вроде бы стыдно. Судя по собранной редакцией информации, семья пожилой женщины не относится к категории опустившихся людей, которым уже плевать на все и на всех, включая родителей. Но жизнь устроена так, что все наши нехорошие поступки всегда возвращаются бумерангом. Как бы не пришлось близким этой женщины через годы столкнуться с вопиющей черствостью своих близких. И их оставят где-то на попечение чужих людей именно потому, что это в семье было нормой.
Определение Четвертого КСОЮ N 8Г-12498/2025