В Сеть с лицензией: Блогеров в сфере медицины и финансов обяжут получать профобразование

Блогеров в сфере медицины и финансов обяжут подтверждать компетенции
В России предложили ввести механизм, по которому от блогеров в сфере медицины и финансов будут требовать наличие профильного образования. Эксперты обращают внимание на большой спрос на такого рода консультации, складывающийся исторически.
Право давать рекомендации оставят тем, кто получил соответствующую подготовку
Право давать рекомендации оставят тем, кто получил соответствующую подготовку / Александр Корольков

Движение "Совет блогеров" предложило внедрить в России регулирование по аналогии с китайским регулированием интернет-платформ. Там от блогеров в сфере медицины, права и финансов требуют наличия профильного образования. В случае нарушений платформе грозит штраф на сумму до 100 тыс. юаней, это около 1 млн 120 тыс. рублей. В Ассоциации блогеров и агентств (АБА) положительно относятся к проверке компетенций для тех блогеров, кто работает в специфических тематиках, рассказал "РГ" исполнительный директор АБА Тимур Ахмедов. "У профессиональных психологов есть документы, разрешающие практиковать, как и у врачей есть дипломы. Блогеры, которые берут на себя ответственность в подобных темах, ничем не отличаются от своих коллег в офлайне", - говорит Ахмедов.

Действия Китая в этом направлении абсолютно оправданы, считает Екатерина Мизулина, директор "Лиги безопасного интернета", исполнительный директор Национального центра помощи детям.

"Число пострадавших от действий шарлатанов во всем мире растет. Россия - не исключение. Особенно это опасно в сфере медицины, поскольку лица без профильного медицинского образования нередко в буквальном смысле калечат людей, предлагая чудодейственные методики излечения от очень серьезных заболеваний. Есть уже случаи гибели людей от такого рода коучей. Поэтому наши законодатели должны подумать о регулировании этой сферы. Конечно, важно при этом отделить тех, кто сознательно вводит людей в заблуждение, от тех, кто имеет профильное образование и таким образом получает дополнительный доход через соцсети", - сообщила она.

В то же время Мизулина отмечает, что важно смотреть не только на законодательный аспект, но и на культурно-исторический. "Многих обманывают, потому что люди легко готовы поверить в чудо. Прежде они ходили за советами и спасением в соседнюю деревню, теперь используют соцсети", - уверена она.

К советам нужно относиться осторожно и не делиться медицинской информацией

Суть инициативы не в запрете говорить, а в формировании доверия к контенту: например, с помощью специальных значков для экспертов, продвижение в рекомендациях или передачи этих данных поисковым системам и ИИ-ассистентам.

"Пользователи должны понимать, слушают они специалиста или любителя-самоучку, который прочитал две с половиной книжки, или вообще мошенника", - отметил руководитель продуктового направления "Рейтинга Рунета" Александр Туник.

С введением новых требований рынок изменится: возрастут издержки, что может повлиять на стоимость услуг. При этом рынок будет укрупняться. Но главное: будет хоть какой-то порядок и понятные правила поведения на этом рынке. В идеале должна сложиться ситуация, как на рынке США, где ученые-блогеры имеют миллионные охваты и открыто разоблачают псевдоспециалистов.

Как известно, все специалисты в футболе, внешней политике и до недавнего времени - в вирусологии, говорит сооснователь цифрового логистического оператора versta.io Виктор Сизов.

"Рынок советчиков и психологов полон "пустышек", а растерянный человек в трудной жизненной ситуации ищет любую надежду на спасение. Диплом не говорит о надежности поставщика, но показывает, что человек хоть сколько-то времени потратил на изучение предмета. Вместо борьбы иногда лучше легализовать определенные виды деятельности, обозначить "правила игры", которые учитывают интересы всех участников. Этой тактики решило придерживаться государство, чтобы ввести рынок "инфоцыган" в нормативное поле", - уверен он.

В целом же эксперты призывают более осмотрительно относиться к советам, которые даются на массовую аудиторию, так как они, как правило, нацелены на продвижение бренда такого "советчика". И уж точно не стоит делиться с малознакомыми людьми приватной медицинской информацией.