Право на отписку. Платформы больше не смогут автоматически списывать средства за онлайн-подписку
Любое дальнейшее списание средств без прямого подтверждения со стороны клиента запрещено. Норма распространяется на услуги, предоставляемые по абонентскому договору через интернет, с использованием сайтов, информационных систем или программного обеспечения. Закон вступает в силу 1 марта 2026 года.
Сегодня почти каждый россиянин пользуется онлайн-подписками: от стриминговых сервисов и образовательных платформ до приложений и маркетплейсов. При этом далеко не всегда потребителю удобно контролировать автосписания. В итоге пользователи интернет-сервисов сталкиваются с ситуацией, когда деньги продолжают списываться автоматически, несмотря на удаление карты.
"Закон восстанавливает баланс между бизнесом и пользователем, возвращая последнему контроль над своими финансами. Мы видим, что рынок онлайн-сервисов активно растет, а значит, должна расти и культура ответственного обращения с данными клиентов. Автоматические платежи не должны превращаться в инструмент манипуляции или скрытого удержания аудитории. Поэтому компании будут обязаны прекратить использование реквизитов по требованию пользователя", - рассказал "Российской газете" член Комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Антон Немкин.
Он отметил, что закон делает правила игры понятными и честными для всех и сервисы, которые изначально выстраивают отношения с клиентами на доверии, только выиграют от новой нормы, так прозрачность укрепляет их репутацию.
Управляющий партнер "ТМТ консалтинг" Константин Анкилов уверен, что принятие нового закона - хорошая новость для пользователей. "Какие-то подписки могут быть навязаны. От некоторых других, сделанных по выбору клиента, отказаться непросто: есть сервисы, делающие этот процесс сложным и неудобным. Это приведет к некоторому снижению выручки таких сервисов. Многие подписчики приходят, например, в онлайн-кинотеатр, чтобы посмотреть конкретный фильм или сериал, и в следующий месяц готовы отписаться. У части аудитории лояльность к конкретному провайдеру контента невысокая, - говорит Анкилов. - Но на выручке это скажется только у тех компаний, которые создают сложности с отказом от их услуг. Так что здесь будет справедливость. Ведь есть и практика, когда контент-провайдер накануне списания напоминает клиенту о начале платного периода. После этого не забыть отписаться - ответственность клиента".
Гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков указал, что ведущие российские онлайн-кинотеатры и другие интернет-платформы уже имеют прозрачные механизмы отписки от услуг. "Новый закон коснется не самых качественных интернет-площадок, где, например, отписаться от услуги можно, только отправив электронное письмо или где форма отписки умышленно спрятана в глубине сайта. Принятие нового закона однозначно облегчит жизнь пользователям при взаимодействии с такими интернет-площадками", - отметил Кусков.

