15.10.202518:45
размер шрифта 1.0x

"Лишние" квартиры: Зачем на самом деле нужен закон о пустующем жилье и как он поможет северным городам

В регионах России пустуют тысячи брошенных квартир

В Госдуму внесен законопроект, определяющий критерии, которым должно соответствовать пустующее жилье. Согласно документу, этих критериев четыре. В квартире или доме долгое время никто не проживает. Показания прибора учета коммунальных ресурсов не меняются год и более. За квартирой числятся коммунальные долги за год и более. А также - за жилым помещением накопились долги по имущественному налогу более чем за два года. Квартира может быть признана пустующей, если она соответствует минимум двум из этих критериев.

Трехкомнатную квартиру в некоторых северных городах можно купить меньше чем за сто тысяч рублей.
Трехкомнатную квартиру в некоторых северных городах можно купить меньше чем за сто тысяч рублей./Владимир Смирнов / ТАСС

По словам главы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко, такие квартиры предполагается переводить в муниципальный фонд, если владельцы откажутся от них. Решение о признании жилья пустующим будет принимать комиссия, созданная органами местного самоуправления.

Ранее, в феврале 2025 года, законотворцы предложили консервировать многоквартирные дома, из которых выехала большая часть жильцов. Согласно инициативе, тем, кто остался в домах-призраках, будут предоставляться квартиры в "обжитых" микрорайонах. Речь идет о регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Лидером ко количеству бесхозного жилья в российской Арктике сегодня считается Республика Коми, где выявлено 365 тысяч "квадратов" жилплощади, оставшейся без хозяев. На 1 сентября 2024 года здесь насчитывалось больше 7,5 тысячи квартир, в которых уже давно никто не живет, сообщил член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев на совещании в Совете Федерации. В Воркуте, которая строилась как центр угледобычи с населением 250 тысяч человек, осталось чуть больше 56 тысяч жителей. Нетрудно представить, сколько здесь "лишних" квартир.

Просроченные платежи за обслуживание пустующего жилфонда в Коми достигают 600 миллионов рублей. Аналогичные многомиллионные долги существуют и в других регионах.

Путешественники, которые едут за экзотическими впечатлениями на Север, рассказывают будоражащие истории. Многоэтажки, где живут одна-две семьи, всю долгую и лютую арктическую зиму стоят с открытыми окнами, отапливая ледяную тундру. Квитанции за тепло с бешеными суммами здесь приходят даже тем, кто много лет назад уехал в теплые края или вовсе умер. Туризм в заброшенных поселках и пригородах Заполярья давно стал модным трендом. Блогеры публикуют в соцсетях и мессенджерах фотографии воркутинских квартир, где в ванных комнатах давно отломаны смесители, а из труб продолжает течь вода. Счетчики электроэнергии по-прежнему наматывают киловатт-часы, которые никто никогда не оплатит.

Правовые аспекты операций с жильем эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

По данным одной из теплоснабжающих компаний региона, на декабрь 2021 года только в Мурманске и в близлежащих городах и поселках насчитывалось более 2,7 тысячи брошенных квартир. Только в Александровске на отопление пустующих квадратных метров на тот момент власти были вынуждены тратить около 50 миллионов рублей ежегодно.

Если в правовом поле появится четко определенное понятие "пустующее жилье", у местных властей появится возможность предложить жильцам, остающимся на тот момент в доме, варианты переселения.

Сам же дом можно будет снести, поскольку жить там невозможно. Речь идет о старых советских бараках, двухэтажных и трехэтажных домах, хрущевках.

Там никто не живет, но поскольку прописанные в них жильцы имеют возможность получать северные надбавки, они не спешат отказываться от прописки, отмечает эксперт тематической площадки Народного фронта "Жилье и городская среда" Павел Склянчук.

Многоэтажки, где живут одна-две семьи, всю долгую арктическую зиму стоят с открытыми окнами, отапливая тундру

Стоит учесть, что сегодня в российском праве уже существуют ограниченные основания, по которым жилье может перейти в собственность государства или муниципалитета без свободного волеизъявления владельца.

Ледяной потолок и стены в тысячах брошенных квартир Воркуты давно никого не удивляют. Фото: Мария Пассер

- Самый распространенный случай - выморочное имущество: если лицо, имевшее право собственности, умерло и нет наследников либо они отказались от наследства, такое имущество переходит к государству или муниципалитету по закону. Кроме того, есть и другие особые случаи: например, если имущество признано бесхозяйным или бесхозным, - говорит эксперт направления "Народный фронт. Аналитика" Роман Чикун.

Один из примеров решения проблемы - Мурманск, где ситуация меняется благодаря активному экономическому развитию региона и множеству рабочих мест. Мурманские риелторы отмечают: сегодня очень быстро "уходит" любое жилье, даже без ремонта. Особенно активно снимают его вахтовики, приезжающие в Заполярье трудиться на крупных промышленных инвестпроектах.

"Сегодня проблема брошенных собственниками квартир в Мурманске отсутствует, - сообщили корреспонденту "РГ" в администрации города. - В Мурманске наблюдается высокий спрос на недвижимость, что значительно снижает вероятность появления пустующих или заброшенных квартир. Высокая ликвидность рынка позволяет собственникам, желающим покинуть регион, своевременно продавать или сдавать в аренду свои объекты, поддерживая активный оборот недвижимости. Включение жилых помещений в муниципальную собственность сегодня производится преимущественно в случаях признания имущества выморочным, либо в порядке сдачи (передачи) жилого помещения при получении жилищной субсидии (ГЖС)".

- Что такое дом, в котором не занято больше половины квартир? Это не только коммунальные издержки, это депрессивный и унылый район, где нет прохожих, не звучат детские голоса, по вечерам не светятся окна, - говорит Валерия Савинова, эксперт Проектного офиса развития Арктики, кандидат архитектуры. - Захотят ли оставаться в таком районе люди? А в городе? Как такие дома и районы сказываются на общем благополучии поселения? Закон о консервации жилых домов в целом направлен на уплотнение и компактность проживания и на ликвидацию депрессивных, неблагоприятных районов - это как раз то, что сейчас нужно многим арктическим городам.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Алексей Михайлов
Комментарий

Надежда Замятина, директор Центра арктической и северной урбанистики Высшей школы урбанистики Национального исследовательского университета "ВШЭ":

- Законопроект о критериях признания жилого помещения в многоквартирном доме пустующим давно назрел именно в районах Крайнего Севера. Жителям других территорий может показаться, что такое жилье собираются отнимать в пользу нуждающихся. Однако речь о другом. Ключевой момент законопроекта: в случае признания части квартир дома пустующими собственников остальных его помещений предлагается наделить такими же правами, как у жильцов аварийных МКД.

Но зачем это нужно, если их квартиры в порядке? Дело в том, что многие северные населенные пункты с советского времени потеряли значительную часть жителей. Например, Мурманск - около четверти, Воркута - около половины. А при отъезде с Севера люди зачастую не могут выгодно продать квартиру. Это не относится к растущим нефтегазовым городам типа Нового Уренгоя, где стоимость жилья сравнима с московской. На депрессивных территориях оно стоит дешево, и именно там остается пустующим.

А чем больше в доме пустых квартир, тем дороже обходится муниципалитету его содержание. Казалось бы, в чем проблема - можно взять и переселить оставшихся жильцов. Но сейчас для этого нет нормативной базы. По действующему законодательству такие многоэтажки 1970-1980-х годов нельзя признать аварийными: они вполне крепкие. Администрации депрессивных северных городов давно криком кричат: дайте возможность расселить полупустые дома! Именно на решение этой проблемы и направлен новый законопроект. Он даст людям шанс на переселение.

Подготовила Марина Ледяева

Российская газета - Федеральный выпуск: №236(9775)

Читайте также