
"Мы уже ко многому пришли, но нам все равно нужны так называемые точки сборки, платформы для обсуждения задач. Третий год подряд таким местом становится форум креативных предпринимателей КПД, где определяются векторы движения. Необходимо создавать меры поддержки, чтобы творческий бизнес мог обучаться, получать гранты, двигаться дальше, предоставляя свои услуги уже на экспорт", - выступил на открытии форума КПД замгубернатора Андрей Пантелеев.
Тюменские креаторы создают интересные продукты, но активно продвигать их на внутреннем и внешнем рынках еще будто боятся. Важной составляющей этого процесса, замечает директор Тюменского агентства развития креативных индустрий (ТАРКИ) Алексей Краев, являются маркетинг и бренд не отдельных компаний, а целого края. Этой теме и был посвящен третий КПД.

Брендированием территорий в регионе прицельно занялись в 2017 году именно с туризма. На панельной сессии "Сила бренда" Андрей Пантелеев рассказал, что поначалу у сообщества мало что получалось: затевали конкурсы, собирали продукты, но "в ДНК сибирских городов" не попадали.
"Это продолжалось, пока не пошли от геральдики. Решение оказалось правильным. Теперь в основе бренда Тюменской области - соболь с герба. Он узнаваем, харизматичен, ему соответствуют туристические лозунги "Холодные снаружи, горячие внутри", "В Сибирь по своей воле". Хотя долгое время находимся в составе Уральского федерального округа, мы все-таки часть Сибири, поэтому и афоризмы соответствующие. А потом начались споры: главнее Тюмень или Тобольск? Но почему они вообще должны конфликтовать в туризме?! Разграничили так: Тюмень - ворота в Сибирь, это все-таки административная столица края, а Тобольск - духовный исторический город. Нашли старинную карту Семена Ремезова с изображенным на ней ключом. Так появился слоган "Тобольск - ключ к Сибири", исполненный уникальным шрифтом. Туристы приезжают в Тюмень и Тобольск на 3-4 дня. Необходимо было загрузить их на пятый день. И вот уже в туристический маршрут попадает Уватский район - "земля первооткрывателей", "тайга приключений и впечатлений", "дикость, которая не пугает". Резюмируя, отмечу, брендингом городов и районов можно заниматься, только объединяя большое число вовлеченных людей, объясняя им, кто они в истории. Когда мы сами становимся амбассадорами бренда, все получается", - объяснил искания инвесткоманды региона замгубернатора.
Сейчас работа над созданием наиболее сильного бренда самой Тюмени продолжается. Это с Тобольском было несколько проще: моногород, история, духовность… У Тюмени совершенно иной путь эволюции, где и купеческий дух, нефть, газ, индустриализация, заявка на статус "территории будущего".
"Бренд не этикетка, а маркетинговый кейс. Нельзя его искусственно формировать, не зная про амбиции населенного пункта. Идею брендинга Тюмени нам подсказали девелоперы: нужно отталкиваться от мастер-планирования. Это комплексный подход к созданию продукта с точки зрения запроса потребителей разного уровня. Так и идем. Причем берем во внимание уже готовые сильные идеи, которые придумали бизнес и общественность", - добавил мэр Тюмени Максим Афанасьев.

Андрей Коньков, сооснователь сообщества "Свидетели маркетинга", напомнил, что вместе с Торгово-промышленной палатой Тюменской области работает над брендированием муниципалитетов - это тоже важная часть позиционирования региона на креативной карте России. Три сельских района уже получили узнаваемые марки, начинается обсуждение четвертого проекта. Муниципальные бренды нужно строить на уникальности, легитимности и вовлеченности сельчан - тогда и успех гарантирован, считает спикер. Программный директор форума КПД, создатель агентства стратегического маркетинга FOUNDER Кристина Евграфова настаивает, что лучше всего территорию продвигают люди-бренды - хранители, визионеры, активисты, амбассадоры. Они создают смыслы, со временем начинают ассоциироваться с той или иной местностью, тем самым усиливая ее привлекательность.
Уж не поэтому ли в Тюменскую область зашла франшиза дизайн-завода Flacon?! Директор по регионам Михаил Егошин, гость КПД, признался, что после успешной переделки старого ночного клуба "Пещера" в районе Дома обороны в Тюмени компании захотелось и дальше продвигать в городе свои услуги. Так через два года на месте старого завода медоборудования появится локация "Кузня" для креаторов.

Добавим, что насыщенная беседа про брендинг территорий навела на мысль, что в перечне профессий резонно появиться "продюсеру города или села". Алексей Краев отметил, что обсуждения по этому поводу на высшем уровне уже стартовали. Главное - своевременно закрепить понятие в нормативной базе.
Кстати
На третий форум КПД приехали более трех тысяч участников из 30 городов России: ремесленники, дизайнеры, урбанисты, архитекторы, организаторы мероприятий, музыканты, создатели игр и игрушек, специалисты гастроиндустрии. Кроме деловой программы гостям предложили культурные мероприятия. В частности, популярным стало "Шоу коротких историй", а самым ожидаемым - награждение перспективных креаторов премией ТАРКИ "Связи". Отрадно, что кроме семи предпринимательских проектов жюри особо выделило социальный бренд "Бессмертный полк": в номинации "На века" ее автору, почетному гражданину Тюмени Геннадию Иванову, вручили спецнаграду. Собственные стратегии развития начали разрабатывать ремесленнический и гастрономический секторы. Скорее всего, сообщества презентуют эти программы в конце года.