
Может быть, слово "всеобщий" и не очень подходит для характеристики человека, но Вера Кузьминична и вправду была какой-то всеобщей. Когда актриса выходила в люди, казалось, что она не отгораживает никакого личного пространства. Ощущение, будто Васильева всегда улыбалась. Разгневанным или злым я ее лица не видел. От нее исходило доброжелательство, что, в принципе, бывает нечасто, а уж в театральной среде и подавно. Создавалось ощущение, будто Вера Кузьминична всех любит и ее никто не раздражает.
Посмотрите отклики на любую заметку в социальных сетях. На что бы ни откликались - злых и грубых откликов всегда больше. Создается ощущение, что огромному количеству людей нравится грубить и хамить, прячась за ники.

Я не знаю, нравилось ли Вере Кузьминичне быть доброжелательной. Это было ее какое-то естественное состояние. Улыбка словно шла всегда чуть впереди. И любой встреченный ею человек сначала видел ее улыбку, а потом ту, которой это "лучезарство" принадлежало.
Помню, однажды мы с сыном - тогда ему было лет 12 - пошли в театр и встретили Васильеву, она тоже пришла смотреть спектакль. Знакомя Веру Кузьминичну с сыном, я сказал, что он мечтает быть артистом. Понятно, что такие слова я говорил многим звездам, и, как правило, все начинали сына отговаривать. А Вера Кузьминична заулыбалась и сказала: мол, молодец, решил - становись, прекрасная профессия! Надо ли говорить, насколько важно было совсем юному существу услышать такие слова от великой актрисы?
Актерская судьба Веры Васильевой складывалась феерически. В 22 года за участие в фильме "Сказание о земле Сибирской" она получила Сталинскую премию. Актриса была звездой, можно сказать, всю свою жизнь.
Хотя дальше с кино как-то не очень сложилось. Периодически она появлялась на экране, но не очень заметно. Сыграла, например, мать Знаменского в знаменитом сериале "Следствие ведут знатоки". Но я, например, этой роли не запомнил.
В театре тоже начало весьма успешное. В 1948 году Васильева пришла в Театр сатиры, и уже через три года, в 1951 году, получила Сталинскую премию за участие в спектакле "Свадьба с приданым". Последняя ее значимая премьера состоялась через 70 (!!!) лет в том же театре. Она сыграла в спектакле "Вера", который специально для нее сделал замечательный Сергей Коковкин.
Она вообще была человек постоянный. Один театр на всю жизнь. И один муж, актер Владимир Ушаков. Они прожили вместе 55 лет, до его ухода из жизни. Надо заметить, Вера Васильева - редкая актриса, о которой никогда не ходило никаких слухов, разговоров, сплетен. Они словно отлетали от нее. Не примагничивались.
За 70 лет в театре чего только не переиграла Вера Кузьминична! И классику, и современность, и значимые роли, и проходные. Внешне судьба выглядит вполне успешной.
Но, как любой актрисе, ее, конечно, мало. И она выходит в Малом театре играть графиню в "Пиковой даме". Или совсем уж невероятная для московских актеров история, когда Васильева играет Раневскую в чеховском "Вишневом саде" в городе Орле. Понимаете, да? Каждый месяц (а то и не раз) ездит в Орел, чтобы сыграть любимую роль.

В Вере Кузьминичне меня всегда поражали три вещи.
Про одну - невероятную доброжелательность - я сказал. Теоретически мы все понимаем, что человек должен нести в мир добро. Практически же мы очень часто используем мир, чтобы выплеснуть свои раздражение и усталость. Вера Кузьминична так не делала никогда. Она освещала своей улыбкой наше существование. Одному Богу известно, откуда она брала силы на это.
Второе, поразительное, - это абсолютное отсутствие зависти. Михаил Жванецкий, например, вообще говорил, что зависть - это двигатель творца. Верой Васильевой двигало что-то иное. Я никогда не слышал от нее злого слова в адрес коллег. Да что там злого! Если она говорила о ком-то, то только хорошо. Хвалила радостно, то есть радуясь за победы другого человека.
Почти при каждой встрече: "Андрей, а вы видели?.." Назывался спектакль, как правило, Театра сатиры, но не всегда. И потом: "Посмотрите обязательно, там совершенно чудесно играет…" Шла фамилия актера, иногда знаменитого, иногда не очень.
И третье, удивительное, среди актеров - да и не только актеров - встречающееся крайне редко. Народная артистка СССР, всеобщая любимица, настоящая звезда никогда не считала сама себя великой актрисой.
Причем Вера Кузьминична говорила об этом прямо в камеру, в кадр. Она удивлялась, когда получала новые роли. Не считала себя великой и значительной. Просто честно работала, делала свое актерское дело.
Между тем, на мой взгляд, актриса была замечательная и, что важно, ни на кого не похожая. Вспомните, например, ту ее роль, которую видели, думаю, все: графиня в знаменитом спектакле Валентина Плучека "Женитьба Фигаро". Мало того, что Вера Кузьминична невероятно, как говорят в театре, "по-собачьи" органична, так она еще и рассказывает нам судьбу своей героини.
Кого бы ни играла Вера Васильева, ее героини всегда значительны, и потому за ними интересно наблюдать.
Вера Кузьминична Васильева осталась в памяти как человек, который не несет себя по жизни, словно ходячий памятник, но помогает другим эту жизнь преодолевать.
Осталась в памяти, как свет. Поэтому память о ней всегда будет светлой.