
Основная причина - экономическая, считает эксперт Финансового университета, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он обратил внимание, что дефицита бензина в стране нет, отсутствует он лишь на некоторых заправках в отдельно взятых регионах.
Эксперт напомнил, что в августе на бирже очередной рекорд обновила стоимость бензина АИ-95, а в сентябре поднялась биржевая цена на АИ-92. Цена на дизель все это время почти не менялась.
"Все заправки, которые ограничивают сегодня продажи бензина, - это независимые АЗС. То есть компании, владеющие ими, продают бензин, который покупают на бирже. И покупают они его сейчас по высокой цене, поскольку на бирже цена выросла", - объяснил Юшков.
Помимо них, уточнил он, есть еще вертикально интегрированные компании. Они сами добывают и перерабатывают топливо. Затем их же нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) продают его напрямую своим сетям АЗС. На таких АЗС нет проблем с отпуском бензина. И им проще удерживать цены. Независимым АЗС с ними трудно сейчас конкурировать, поэтому они просто останавливают продажи топлива.
Доцент Финуниверситета Михаил Хачатурян отметил, что отпуск бензина снижается также из-за достаточно высокой активности атак украинских беспилотников на инфраструктуру российских НПЗ. "Несмотря на то что эти атаки успешно отражаются, обломки беспилотников периодически повреждают инфраструктуру НПЗ, что приводит к увеличению объема и числа работ по устранению последствий атак", - сказал он. Наконец, плановые ремонты инфраструктуры многих НПЗ обычно проходят летом, это тоже приводит к снижению объемов производства и отпуска бензина на оптовый рынок и, следовательно в розничную сеть, добавил эксперт.
Диспаритет оптовых и розничных цен - это следствие постоянных ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, говорит замглавы наблюдательного совета ассоциации потребителей и поставщиков энергоресурсов "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. И эта разница, по его словам, сейчас значительна. При этом эксперт напомнил, что розничные цены на бензин и дизельное топливо на АЗС не должны расти быстрее среднегодовой инфляции.
"Поэтому независимые АЗС и оказываются в такой ситуации, когда нужно продавать значительно дешевле, чем они покупают на бирже. Поэтому им проще не продавать", - пояснил он.
Эксперт Юшков предполагает, что ситуация разрешится сама после того, как снизится потребительский спрос на бензин. Следом за ним снизится цена на бирже, а это значит, что у независимых АЗС не будет больше проблем с покупкой топлива. Однако он не исключил и рисков того, что экономические причины могут перерасти в дефицит топлива на рынке. Чтобы этого избежать, прежде всего, говорит он, нужно обеспечить безопасность нефтеперерабатывающих заводов.
При этом продление запрета на экспорт бензина до конца года, которое в четверг анонсировал вице-премьер Александр Новак, будет способствовать тому, чтобы внутренний рынок насыщался топливом.