Как обновятся дальневосточные аэродромы и парк самолетов

Пассажиропоток авиаперевозок на Дальнем Востоке к 2030-му должен достичь четырех миллионов человек в год. Такое поручение дал президент РФ Владимир Путин. Для решения этой задачи нужно обновлять аэродромную инфраструктуру. Между тем в макрорегионе - около 500 аэродромов и посадочных площадок, половина из которых требуют модернизации. Необходимо обновлять и авиапарк.
Необходимость реконструкции региональной аэродромной инфраструктуры обусловлена эксплуатационным износом действующих сооружений и покрытий.
Необходимость реконструкции региональной аэродромной инфраструктуры обусловлена эксплуатационным износом действующих сооружений и покрытий. / Правительство Амурской области

Реконструкция системы

По оценкам экспертов, 40 процентов прироста авиаперевозок в ДФО придется на небольшие аэродромы и посадочные площадки. Зачастую такие, у которых пассажиропоток менее 100 тысяч человек в год.

- Сегодня региональная аэропортовая инфраструктура на Дальнем Востоке и в Арктике иногда оставляет желать лучшего. Не вся она хорошо развита, не во всех регионах современная, - констатировал статс-секретарь - заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский.

Среди операторов региональной сети - четыре федеральных казенных предприятия, несколько казенных предприятий, управляемых регионами, а некоторые посадочные площадки поддерживаются муниципалитетами.

По словам генерального директора дальневосточной авиакомпании "Аврора" Константина Сухоребрика, зачастую на местах плохое оборудование, задержки по метеоусловиям, нет гостиниц и даже кафе. И порой регламенты работы таких площадок не согласованы с авиаперевозками. Константин Сухоребрик привел случай, когда несколько дней подряд борт из-за плохих метеоусловий не мог вылететь из Северо-Курильска. А когда установилась летная погода, оказалось, наступил выходной. По его мнению, настало время коренным образом пересмотреть систему работы.

По оценкам экспертов, 40 процентов прироста пассажиропотока в ДФО придется на небольшие аэродромы и посадочные площадки

- Заключите с нами контракт на управление вашей инфраструктурой. И она будет работать именно под единого дальневосточного регионального перевозчика, - предложил Константин Сухоребрик.

Быстровозводимый терминал

Глава Росавиации Дмитрий Ядров пояснил, что до 2030 года в плане - реконструкция 29 аэродромов. А также пять концессий, подразумевающих модернизацию крупных аэропортов в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Магадане и Чите.

- Сегодня необходимые механизмы для заключения концессионных соглашений имеются, действует федеральный закон. Планируем в кратчайшие сроки принять постановление правительства, которое будет регулировать моменты, связанные с инфраструктурным сбором, и начать эту работу, - рассказал Дмитрий Ядров.

Один из подходов, который применяется при модернизации аэродромной инфраструктуры, - использование быстровозводимых конструкций. На то, чтобы появилось сооружение, уходят недели - не месяцы или годы. И оснастить ими посадочные площадки дальневосточных регионов можно очень быстро.

- Основной принцип: компактный объект в полной заводской готовности привозится и собирается на месте. И получается полноценное здание. Это могут быть терминалы или ангары. Мы предлагаем использовать современные алюминиевые сплавы - они коррозионноустойчивые. К тому же эти сооружения легкие - транспортная составляющая тоже важна. И стоимость будет весьма невысокой, - рассказал руководитель ГК АЛЮМС Алексей Лаукарт.

Ресурс на исходе

Одна из главных проблем региональных перевозок на Дальнем Востоке - выбывание флота самолетов. Это связано и с возрастом машин еще советского производства, и с ограничениями в эксплуатации иностранных воздушных судов, которые появились с введением санкций.

- Количество судов класса Ан-24 ежегодно уменьшается, и мы совместно с институтами работаем над продлением их ресурса. Уже есть практика увеличения срока службы этих машин до 60 лет. Но их остается очень немного - чуть более 50 в коммерческой эксплуатации, - сообщил Дмитрий Ядров.

Ближайшая замена из разрабатываемых для региональных перевозок самолетов - это Ил-114. В 2025 году должна завершиться его сертификация. В 2026-м воздушное судно планируют передать Государственной транспортной лизинговой компании и далее - эксплуатантам.

- Машина будет комфортной, мы спроектировали ее в соответствии и с особенностями эксплуатации на Дальнем Востоке. Учли температурные диапазоны, короткие взлетно-посадочные полосы и так далее. Я надеюсь, что самолет будет действительно востребован и, самое главное, своевременно заменит выбывающий флот, - подчеркнул управляющий директор авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Даниил Бренерман.

Гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании Михаил Парнев отметил, что с авиакомпанией "Аврора" подписан протокол намерений о поставке трех Ил-114 в ДФО для эксплуатации и замены флота Ан-24 и Ан-26.