Россия входит в первую десятку стран по нефтересурсам - на начало 2024 года ее запасы составляли 31,3 миллиарда тонн, что сопоставимо с Саудовской Аравией и Венесуэлой. А вот по структуре разница существенная: если у арабов преобладают легкие углеводороды, в Южной Америке - сверхвязкие и капиталоемкие, то у нас значительная доля приходится на трудноизвлекаемые (ТрИЗ). По данным Роснедр, объемы такого сырья прирастают в среднем на три процента в год, или на 0,4 миллиарда тонн. Увеличивается и его добыча - на 16 процентов в год, но в сравнении с объемами, которые дают традиционные месторождения, она все еще невелика. К примеру, в 2023 году российские компании выкачали из залежей 165 миллионов тонн трудной нефти.
Бури глубже
Поиском полезных ископаемых и лицензированием участков в России занимается государство, бизнес же получает доступ к природным богатствам на конкурсной основе, определяет объем реальных запасов и ведет их разработку. Наиболее существенный вклад в сырьевую базу вносит Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция, охватывающая территорию сразу двух федеральных округов, Уральского и Сибирского - здесь сосредоточен 61 процент сырья.
Когда в 1960-х годах в Сибири открыли залежи нефти, специалисты были уверены, что их хватит лет на сто. Прошло 60, и сегодня Роснедра заявляют: из 30 с лишним миллиардов тонн суммарных запасов жидких углеводородов лишь 19,1 миллиарда - доказанные и подготовленные к промышленной эксплуатации. Из них условно рентабельными в текущих условиях считаются 13,1 миллиарда - этого хватит примерно на 25 лет добычи, если не наращивать разведку. Причем 10,4 миллиарда тонн относятся к ТрИЗам - в основном речь идет о низкопроницаемых отложениях тюменской свиты.
Ищут ли предприятия ТЭК новые источники углеводородов? Безусловно, к примеру, в 2023 году геологоразведку в России проводили 778 компаний, вложивших в нее 320 миллиардов рублей, причем 43 процента от этой суммы пришлось на УрФО, в том числе 209 миллиардов направили на глубокое бурение и 69,6 миллиарда - на сейсмические методы 2D и 3D. То есть значительную часть прироста российских запасов (от 65 до 85 процентов) обеспечили фланги и глубокие горизонты действующих промыслов, а перспективные районы Арктики и Восточной Сибири остаются малоизученными.
Пласт на разрыв
"В условиях исчерпания минерально-сырьевых ресурсов ключевым фактором становятся технологии. Мы предлагаем внедрить целый комплекс мер для стимулирования компаний. Это поможет укрепить экономику региона и обеспечит России конкурентоспособные позиции на глобальном энергетическом рынке", - считает глава ХМАО Руслан Кухарук.
Губернатор хорошо понимает, о чем говорит, ведь 53,8 процента добычи нефти в стране обеспечивает именно Уральский федеральный округ, и в первую очередь Югра: на территории автономного округа находятся 478 разрабатываемых месторождений, работают 98 недропользователей с лицензией на разведку и производство, в отрасли занято 380 тысяч человек. Объем извлеченного с 1964-го по 2025 год черного золота превысил 13 миллиардов тонн.
При этом нераспределенный фонд недр почти исчерпал себя. По предварительным данным, в них сосредоточено еще не меньше 24 миллиардов тонн углеводородов, но разведано чуть более половины. Если в начале 2000-х геологи бурили по миллиону погонных метров в год, то в прошлом - всего 400 тысяч. Увеличив этот показатель хотя бы на треть, регион сразу поднимет запасы сырья на 52 миллиона тонн, приводит цифры Руслан Кухарук. Но для форсирования геологоразведочных работ нужны стимулы со стороны государства.
Также югорчане предлагают поддержать налоговыми льготами недропользователей, повышающих нефтеотдачу старых месторождений, а они в основном обводненные. По расчетам специалистов, подъем КИН всего на один процент позволит региону вовлечь в оборот 300 миллионов тонн ресурсов. Это принесет почти 2,4 триллиона рублей в виде налога на добычу полезных ископаемых, то есть выпадающие доходы бюджета тут же компенсируются. Среди наиболее известных технологий интенсификации - многостадийный гидравлический разрыв пласта (ГРП) на неводной основе. Он активно используется компаниями, но одна из ключевых отраслевых задач сегодня - замена импортных химреагентов и оборудования для ГРП.
На уровне субъекта РФ нефтяникам уже предоставили целый пакет преференций: снизили ставки налогов на имущество и прибыль, ввели инвестиционный налоговый вычет на сумму внедрения. Кроме того, в Югре накоплен неплохой опыт применения федерального налога на дополнительный доход от добычи (НДД), который привязан к конечному финансовому результату компаний после продажи углеводородов и вычета затрат на обустройство месторождений. Сегодня в специальном режиме разрабатывают 150 участков, которые приносят 118 миллионов тонн черного золота в год, или 57 процентов от общего объема, и правительство готово дальше расширять применение НДД. А предыдущая просьба северян - об увеличении сроков аренды участков в Арктической зоне для геологического изучения с 5 до 7 лет - уже воплощена в жизнь.
Прогноз оптимистичный
Новые инициативы озвучили на профильном совещании, которое состоялось в Ханты-Мансийске в канун Дня работника нефтяной и газовой промышленности. В нем участвовали представители Минэнерго РФ и Роснедр, депутаты Госдумы и окружного парламента, руководители предприятий ТЭК.
Говорили о перспективах развития отрасли, включая реализацию Энергетической стратегии России, и о Стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2050 года. С этими программными документами соотносится недавно утвержденная концепция развития ресурсной базы в Югре. В ней спрогнозированы два возможных сценария развития отрасли. Инерционный подразумевает сохранение текущих темпов поисковых работ - в этом случае к 2050 году добыча упадет до 145 миллионов тонн. Второй вариант, целевой, предполагает активизацию геологоразведки, разработку открытых, но не пока нетронутых месторождений ТрИЗ и значительное повышение КИН за счет передовых технологий - тогда к 2030 году объем добычи вырастет с 205 до 216 миллионов тонн и будет сохраняться на таком уровне в течение следующих 20 лет.
Теперь департаменту природных ресурсов Югры в шестимесячный срок необходимо составить дорожную карту реализации данной концепции, прописать конкретные механизмы. По словам главы ведомства Сергея Филатова, потенциал пока не переданных бизнесу участков, требующих геологического изучения, составляет шесть миллиардов тонн жидких углеводородов.
В федеральной энергетической стратегии региону по-прежнему отводится одна из ведущих ролей благодаря не только богатствам недр, но и опыту извлечения трудной нефти. Проект "Технологии освоения ТрИЗ", который реализовали в Югре с участием Минэнерго РФ, Минпромторга РФ и одной из крупнейших добывающих компаний, уже позволил снизить затраты на бурение скважин в 3,5 раза. Кстати, эта бизнес-структура в апреле 2025 года получила новые лицензии на полигоны в ХМАО и ЯНАО, где планируется тестировать отечественные решения для геофизических исследований, бурения и гидроразрыва пласта, технологии и реагенты для интенсификации добычи, ПО и математические модели для поиска и разработки трудноизвлекаемых запасов.
Антон Рубцов, директор департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики РФ:
- Среди целевых показателей Энергостратегии-2050 - добыча 540 миллионов тонн нефти к 2030 году для сохранения доли России на мировом рынке и полного обеспечения внутренних потребностей. Это потребует вовлечения значительных объемов ТрИЗ, активизации геологоразведки и применения современных технологий. Особое значение приобретают новые решения, позволяющие снижать себестоимость и повышать эффективность бурения, а также вовлекать в работу сложные категории запасов.








