"Как оказалось, среди населения и ряда игроков рынка есть серьезный спрос на исторические изделия, которые или были использованы, или утилизированы предприятиями "Роскосмоса". Зачастую они хранятся в подвалах, и мы хотим в целях благотворительности начать их реализовывать", - сказал Баканов.
На вырученные деньги с аукционов планируется финансировать поездки школьников на олимпиады, выдавать гранты перспективным студентам.
"К нам обращаются: а можно перчатку того-то космонавта, который был на орбите, можно ли его скафандр с автографом. Оказалось, на это спрос есть существенный. Но важно, чтобы это было предельно прозрачно, в открытом режиме", - добавил глава "Роскосмоса".
То, что звездные артефакты пользуются на аукционах огромным спросом, - это факт. И то, что глава госкорпорации говорит , что все должно быть "предельно прозрачно, в открытом режиме", действительно крайне важно.
Вспомним. В далеком 2011 году, когда мир отмечал юбилей полета в космос Юрия Гагарина, на "Сотбис" засветилась спускаемая капсула корабля "Восток ", в которой незадолго до полета Гагарина в космосе побывали манекен "Иван Иваныч" и собака Звездочка.
На естественный вопрос: "Откуда?" организаторы аукциона пояснили: "Владелец приобрел капсулу в России много лет назад и частным образом. Все документы в порядке. Капсулу на аукционе приобрел один из наших предпринимателей почти за 3 миллиона долларов.
Тогда корреспондент "РГ" обратился за комментарием к ведущему конструктору космических кораблей "Восток" Олегу Ивановскому, который запускал и этот корабль, и корабль с Юрием Гагариным, и другие. "Все прошло нормально, - вспоминал он. - Спускаемый аппарат со Звездочкой приземлился, а "Иван Иванович" катапультировался".
"Но ведь такие раритеты должны храниться в музеях, а не идти с молотка. Кто их продает?", - допытывалась я у Олега Ивановского. "Вот этот вопрос самый сложный, - сказал он. - Были для нашей страны очень тяжелые годы, когда зарплаты не выдавали, и люди пользовались любой возможностью, чтобы заработать какие-то деньги. Но вообще это вопрос к фирме, которая могла иметь в своем распоряжении эти спускаемые аппараты.
Вообще первый подобный аукцион "Сотбис" состоялся в Hью-Йорке еще в декабре 1993 года. И сразу одним из самых дорогих лотов стал спускаемый аппарат корабля "Союз ТМ-10" с автографами космонавтов: он был продан за 1,65 млн долларов. Другой раритет - возвращаемая капсула корабля-спутника "Космос-1443" - обошелся покупателю в 552,5 тысячи долларов.
На одной из "распродаж" выставлялись скафандры "Сокол", в которых летали наши космонавты - за 55-60 тысяч евро. Позже выставлялась капсула корабля "Союз ТМ-26". Нарасхват шли образцы лунного грунта, доставленные автоматической станцией "Луна-16". Один из любителей космоса даже не пожалел 11,5 тысячи долларов за два прототипа космического туалета.
И всегда был большой спрос на личные вещи космонавтов: скафандры, перчатки, часы, авторучки...
Так, с аукциона в Нью-Йорке был продан скафандр, в котором Алексей Леонов летал на "Союзе-19". Об этом корреспонденту "РГ" в свое время рассказал сам Алексей Архипович. "Как он туда попал? Вы знали об этом?". На этот вопрос Алексей Леонов ответил так: "Нет, это не моя собственность. Это собственность государства. Меня и не спрашивали. Скафандр, в котором я выходил в открытый космос, находится на "Звезде", где делают скафандры. Там же хранятся скафандры Терешковой и Гагарина. А скафандры некоторых других космонавтов были проданы частным лицам на аукционах. Это было время, когда людям зарплату нечем было платить. И на предприятии пошли на вынужденный шаг. Их никто не осуждал".
Как попадали на аукционы те же скафандры? Трудно сказать. "Нам скафандры сейчас не отдают, - делился с корреспондентом "РГ" летчик-космонавт, Герой Советского Союза Виктор Афанасьев, который четыре раза летал на орбиту. - Но раньше такое было: знаю, у Юрия Романенко его скафандр остался. Мы же можем забрать только перчатки. После своего первого приземления я дал подержать их кому-то из встречающих. "Держит" до сих пор. Потом уже поступал по-умному: все - перчатки, часы, зеркало - отдавал на хранение врачу, а потом забирал. Правда, одну перчатку подарил сам замечательному конструктору скафандров Гаю Северину. Остальные храню".

Кстати, дочь погибшего космонавта Владимира Комарова Ирина когда-то поделилась с "РГ": представители "Сотбис" обращались к ее матери с предложением продать что-то из личных вещей мужа. Но она ответила: "Нет. Я не собираюсь торговать памятью мужа".
Много шума наделала в свое время информация о том, что на аукционе "Кристи" продается бортовой журнал Юрия Гагарина. Эксперты переполошились: неужели бесценная для России реликвия пойдет с молотка, у кого поднялась рука продать ее на Запад?! "Не исключены разные источники, - сказали "РГ" в Мемориальном музее космонавтики в Москве. - Если какой-то документ не передают на государственный учет, то он может храниться где угодно".
Потом оказалось, что на аукцион попал все-таки не бортжурнал, а лишь отчет Гагарина о полете, сделанный перед Государственной комиссией и содержащий рукописные правки. Вроде не одно и то же. Но все равно не легче. Почему? Считается, что существует от двух до четырех копий данного отчета. Одна была передана в Международную федерацию астронавтики, одна хранится в музее. Остальные - в частных коллекциях. Но, как утверждалось, именно этот документ был с подлинной подписью Гагарина.
Была и своя история, связанная с затоплением в 2001 году в Тихом океане станции "Мир": спустя несколько дней после того, прямо скажем, нерадостного события, на онлайн-продажу был выставлен якобы обломок орбитального комплекса. Кусок обшивки с проводкой - за 100 долларов. Специалисты отреагировали моментально: история с продажей обломка - мистификация. В месте падения останков "Мира" огромная глубина, выловить там что-либо невозможно. Кроме того, обломки при входе в атмосферу разогревались до 2-3 тысяч градусов, и проводка точно выгорела. И что вы думаете? В интернете сразу замелькали другие предложения: купить спекшиеся кусочки металла от "Мира" уже всего... за десять долларов…
Честно говоря, всякий раз, когда мы узнавали о распродаже космических раритетов, связанных с именами людей, которые составляют славу и гордость России, появлялась надежда: вот найдется бизнесмен-меценат, который купит и вернет реликвии на родину. Возможно, подарит Музею космонавтики.
Представители "Роскосмоса" в свое время признавались: само агентство не располагает средствами на покупку исторических документов. Принимаются меры, отмечали они, чтобы документы с автографами Сергея Королева и других главных конструкторов оставались вечно на государственном хранении, с передачей этих документов в ведение Министерства культуры, а именно - Федерального архивного агентства, которое ведет государственный реестр уникальных документов.
Словом, Дмитрий Баканов обратил внимание на одну из важнейших сторон "незвездной" звездной реальности. Она связана с историей нашей космонавтики, нашей страны. И это, думается, очень правильно.
Ольга Тушавина, директор института №6 "Аэрокосмический" Московского авиационного института:
- Это очень хорошая инициатива - направлять вырученные средства от продажи скафандров на гранты для студентов и школьников. Однако хотелось бы, чтобы такие ценные экспонаты также попадали и в лаборатории университетов - они нужны для наглядного обучения студентов. Учитывая их высокую стоимость, вузы просто не смогут конкурировать за них на аукционных площадках.
Студенты МАИ активно участвуют в конкурсах грантов. Так, в институте N 6 многие подаются на гранты, связанные с исследованиями тепловой защиты элементов конструкций высокоскоростных летательных аппаратов, а также по математическому моделированию элементов конструкций космических аппаратов при высокотемпературных воздействиях.
У наших ребят есть два варианта участия в грантах. Первый - подать заявку самостоятельно, второй - коллективные гранты от молодежных научно-исследовательских коллективов МАИ, в которых студенты участвуют в качестве техников или инженеров. Кстати, направление "Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов" на втором месте по популярности в университете. На него подано более 1300 заявлений.
Алексей Подчуфаров, исполнительный директор Передовой инженерной школы МГТУ им. Н.Э. Баумана:
- "Роскосмос" - стратегический партнер МГТУ им. Н.Э. Баумана. Действуют отраслевые факультеты, множество кафедр и Передовая инженерная школа "Системная инженерия ракетно-космической техники", которые готовят специалистов и команды выпускников для решения прорывных задач ракетно-космической отрасли, создания высокотехнологичной продукции. Практики и стажировки - это очень важно. С 2022 года мы отбираем лучших студентов и вместе с "Роскосмосом" выделяем им гранты на стажировки на космодромах Байконур или Восточный. Там уже побывали 25 студентов. И конечно, их должно быть намного больше.
На инженерных практикумах мы направляем студентов и на предприятия ракетно-космической отрасли по всей стране. Наш университет заинтересован в том, чтобы таких возможностей было больше.
На аукционе Жюльена в Беверли-Хиллз пять лет назад более чем за 780 тысяч долларов были проданы три артефакта с космического корабля "Аполлон-11", несмотря на то что NASA стремилось вернуть их, писала BigNews. Речь идет о двух джойстиках для управления вращением корабля и ручном переводчике из командного модуля.
Продажа состоялась через 51 год после первой высадки человека на Луну: 20 июля 1969 года командир экипажа Нил Армстронг и пилот Базз Олдрин посадили лунный модуль корабля Apollo 11 в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на Луне 21 час 36 минут. Все это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Один джойстик ушел с молотка примерно за 26 млн рублей, другой - за 18. Оба использовались для корректировки крена и тангажа. Джойстик с Т-образной рукояткой, который использовался при стыковке корабля с лунным модулем, был продан за 11 млн рублей. Покупатели пожелали остаться неизвестными.
У проданных артефактов любопытная история. Их сняли с корабля через два месяца после полета: хотели подарить астронавтам. Но те почему-то отказались. Ручки установили на изготовленную на заказ деревянную табличку с вышитым лого миссии Apollo 11 и ярко-желтой биркой с деталями NASA и отправили на хранение в офисный сейф в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне. Там они находились свыше пятнадцати лет.
А в 1985 году сотрудник NASA, который заведовал сейфом, при уходе на пенсию спросил своего начальника, что делать с контроллерами. И ему было приказано… выбросить их! Вместо этого сотрудник забрал джойстики домой, а позднее продал одному из коллекционеров. В NASA, как сообщают западные СМИ, требовали вернуть контроллеры, угрожая судебным преследованием, но ничего не добились.