Почему фермерская продукция не добирается до прилавка

Роскачество разработало стандарт доведения до потребителей информации о фермерской продукции. Сейчас под видом молока или овощей "от фермера" зачастую продаются продукты крупных компаний или импорт. В итоге у покупателей падает доверие к малому сельхозпроизводству, а ему и без того трудно пробиться на прилавки. Новый ГОСТ позволит отмечать такие товары специальным знаком. Кроме того, для их продвижения будут развивать систему агроагрегаторов.

По закону фермерской считается продукция субъектов малого предпринимательства - КФХ, ИП или кооперативов. В магазинах заветное слово чаще всего можно увидеть на молочке, мясных продуктах и соках. Но в большинстве случаев надпись на упаковке не соответствует содержимому.

- Свыше 90 процентов производителей, визуально указывающих, что это фермерская продукция, на самом деле не являлись субъектами малого предпринимательства, - сообщила на отраслевом форуме заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. - Поэтому мы подготовили проект ГОСТа, который определит порядок доведения до потребителей информации о том, что продукция действительно является фермерской.

Проблема подмены во многом связана с барьерами, которые мешают условному кабачку попасть с грядки на прилавок. Сегодня главный канал сбыта для любых продуктов - магазины федеральных торговых сетей. А продукция малого бизнеса не всегда отвечает их требованиям.

- Сетевикам нужен продукт определенного качества, - поясняет президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда. - А что значит качество в их представлении? Это, например, определенный калибр и привлекательный вид овощей. Продукция может быть исключительно натуральной, но если она выглядит не очень хорошо, ее будут хуже покупать. Сети это неинтересно.

Кроме того, фермеры, как правило, выпускают ограниченные партии товара, у многих нет переработки, упаковки и собственной логистики. Себестоимость их продуктов обычно выше, чем у крупных предприятий.

- Федеральные сети предлагают кабальные условия сотрудничества, - считает глава КФХ в Новгородской области Виталий Старостин. - Штрафы за недопоставку, проблемы с возвратом оборотной тары, замена товара на импортный - все это влияет на рост цен. Причем пятьдесят рублей за килограмм моркови из-за рубежа для торговых сетей почему-то нормально, а за отечественную, не уступающую по качеству, - уже дорого.

При этом стоимость удобрений и средств защиты растений, по данным новгородского фермера, за последние пять лет в среднем выросла в 1,7 раза. Дизельное топливо и электроэнергия подорожали на 50 процентов, некоторые виды сельхозтехники - на 85. А среднегодовая цена картофеля увеличилась только на треть.

Продукция может быть исключительно натуральной, но если она выглядит не очень хорошо, то сетевым магазинам неинтересна

Фермеры могут пользоваться различными мерами господдержки. Только в прошлом году было одобрено восемь федеральных законов, улучшающих условия ведения бизнеса в сельской местности. Но модернизацию этой системы нужно продолжать, считает представитель отрасли. По его мнению, целесообразно сделать более доступным льготное кредитование.

Для продвижения фермерской продукции создаются агроагрегаторы - центры по ее реализации, которые берут на себя логистику, хранение, переработку и поставку продавцам. Первые два агрегатора в 2022 году создал сам федеральный ретейл. Сегодня их уже 81 в 45 регионах. Цель - покрыть всю территорию страны, поскольку сельское хозяйство в тепличном формате работает даже в Арктике.

Но есть нюанс: агроагрегаторы могут создаваться как коммерческими структурами, так и на базе сельхозкооперативов. Считается, что именно последние лучше всего отвечают интересам фермеров. Однако кооперация на селе развивается плохо.

- Агроагрегаторы - хорошая идея, но они должны работать в интересах производителей, а не торговых сетей, - считает Михаил Шконда. - Нельзя надеяться на то, что рынок все разрулит. По сравнению с крупными производителями наши фермеры всегда будут в невыгодных условиях из-за разницы цен на продукцию. К примеру, рестораны в центре Петербурга не могут себе позволить закупку фермерского мяса, потому что у них очень дорогая аренда. Всегда найдется тот, кто предложит продукт дешевле. Выход - создание агроагрегаторов на базе кооперативов. Но если пустить это на самотек, ничего не получится. Необходима поддержка государства.

В Ленобласти созданы единичные кооперативы. По мнению Михаила Шконды, им надо помочь с профессиональным управлением и повышением эффективности. Как только фермеры увидят, что система работает, они охотно будут в нее вступать. Без объединения сегодня невозможно - это диктует рынок. Иначе вся прибыль будет уходить перекупщикам.

- Порой у нас просят фермерскую продукцию, какое-то время ее продают, потом заменяют на более дешевый продукт, а фермеры остаются ни с чем. Эта схема с девяностых годов никуда не делась. Помимо создания агрегаторов, целесообразно зафиксировать долю фермерских продуктов, которые должны быть на полке в магазине. Другой вариант - создание и раскрутка локальных брендов, которым будут доверять покупатели. Тогда сети сами станут зазывать производителей. Но для брендирования фермерам не хватает компетенций и финансов, так что и в этом им нужна помощь, - полагает представитель отрасли.

Аграрии также предлагают вести в регионах реестры производителей фермерской продукции. А официальный отличительный знак на таких товарах может появиться уже в следующем году.

Прямая речь

Константин Малышев, основатель сельхозкооператива со статусом агроагрегатора:

- Мы обслуживаем логистику, электронный документооборот, связь с сетями. Фермеры только выращивают продукцию и отдают ее нам. Для успешного взаимодействия важны честность и открытость. Наши партнеры видят конечные цены в сети, все накладные открыты для всех. Кооператив работает за небольшую дельту, необходимую для его существования. Все остальное получает фермер.