Отказ от краткосрочных скидок происходит за счет того, что в ряде продовольственных категорий игроки рынка переходят на систему "низкий прайс каждый день" (EDLP) или вовсе отказываются от промо, поясняют в "Нильсен". Так, доля продаж продуктов без скидок за год (по февраль 2025 года) выросла до 58% (+9% год к году).
В категориях продуктов для "удовольствия" (шоколадные плитки, конфеты в коробках или чай) для покупателя важно обеспечить привлекательное предложение и дополнительно выделить бренд на полке. И если на такие товары действует длительное промо с выгодной стоимостью, тогда покупатель может быть более предрасположен к покупке даже с учетом, что такая стоимость сохраняется несколько месяцев, считает директор по аналитике и консалтингу "Нильсен" Марина Волкова. Поэтому 41% шоколадных плиток сейчас продается с постоянными скидками.
В 2024 году формат жестких дискаунтеров стал самым быстрорастущим в продуктовой рознице - их продажи выросли на 27%. Такие магазины стимулируют всю отрасль двигаться в сторону единой политики низких цен (EDLP), поясняет глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. "Снижение доли краткосрочных промоакций связано с тем, что потребители все чаще ищут предсказуемые и стабильные цены, а не разовую выгоду, особенно в условиях роста инфляции. Для ретейлеров модель EDLP - это способ упростить работу с акциями, снизить издержки на управление промо, а также повысить лояльность потребителей за счет прозрачной и понятной ценовой политики", - говорит он.
На единую политику низких цен торговые сети переходят в первую очередь в базовых категориях товаров - таких как молочная и мясная продукция, крупы, макароны, мука, растительное масло. Вклад в этот процесс вносит и растущий сегмент собственных торговых марок (СТМ).
"Без скидок покупатели не останутся", - заверяет зампредправления "Руспродсоюза" Дмитрий Леонов. Ведь речь идет о переходе к стратегии "низкий прайс каждый день", в результате которой низкие цены фиксируются на долгий срок. "Но опасность EDLP в том, что со временем потребители начинают воспринимать сниженную цену как обычную. Ощущение низкой цены "стирается". Поэтому вполне вероятно, что в будущем рынок ждет переход на краткосрочные скидки от EDLP цены. Однако в условиях минимальной рентабельности запаса на дополнительные скидки внутри уже сниженной цены не остается", - предупреждает он.