04.05.202520:36

Почему магазины отказываются от краткосрочных скидок

Доля продаж продуктов питания по краткосрочным акциям за год снизилась до 24%

Доля продаж продуктов питания по краткосрочным акциям (до четырех месяцев) за год снизилась с 31% до 24%, свидетельствуют данные компании "Нильсен". Например, в базовых продуктах (молоке, сметане или других) в акциях часто вообще нет надобности, поскольку такие товары, как правило, продаются по низким ценам. Да и покупателям важны не перечеркнутые ценники, а конечная стоимость, заверяют эксперты.

Акции на молоко и сметану встречаются редко - стоимость этих продуктов и так невысока.
Акции на молоко и сметану встречаются редко - стоимость этих продуктов и так невысока. / Сергей Михеев

Отказ от краткосрочных скидок происходит за счет того, что в ряде продовольственных категорий игроки рынка переходят на систему "низкий прайс каждый день" (EDLP) или вовсе отказываются от промо, поясняют в "Нильсен". Так, доля продаж продуктов без скидок за год (по февраль 2025 года) выросла до 58% (+9% год к году).

В категориях продуктов для "удовольствия" (шоколадные плитки, конфеты в коробках или чай) для покупателя важно обеспечить привлекательное предложение и дополнительно выделить бренд на полке. И если на такие товары действует длительное промо с выгодной стоимостью, тогда покупатель может быть более предрасположен к покупке даже с учетом, что такая стоимость сохраняется несколько месяцев, считает директор по аналитике и консалтингу "Нильсен" Марина Волкова. Поэтому 41% шоколадных плиток сейчас продается с постоянными скидками.

В 2024 году формат жестких дискаунтеров стал самым быстрорастущим в продуктовой рознице - их продажи выросли на 27%. Такие магазины стимулируют всю отрасль двигаться в сторону единой политики низких цен (EDLP), поясняет глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. "Снижение доли краткосрочных промоакций связано с тем, что потребители все чаще ищут предсказуемые и стабильные цены, а не разовую выгоду, особенно в условиях роста инфляции. Для ретейлеров модель EDLP - это способ упростить работу с акциями, снизить издержки на управление промо, а также повысить лояльность потребителей за счет прозрачной и понятной ценовой политики", - говорит он.

На единую политику низких цен торговые сети переходят в первую очередь в базовых категориях товаров - таких как молочная и мясная продукция, крупы, макароны, мука, растительное масло. Вклад в этот процесс вносит и растущий сегмент собственных торговых марок (СТМ).

"Без скидок покупатели не останутся", - заверяет зампредправления "Руспродсоюза" Дмитрий Леонов. Ведь речь идет о переходе к стратегии "низкий прайс каждый день", в результате которой низкие цены фиксируются на долгий срок. "Но опасность EDLP в том, что со временем потребители начинают воспринимать сниженную цену как обычную. Ощущение низкой цены "стирается". Поэтому вполне вероятно, что в будущем рынок ждет переход на краткосрочные скидки от EDLP цены. Однако в условиях минимальной рентабельности запаса на дополнительные скидки внутри уже сниженной цены не остается", - предупреждает он.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации