Знаменитые "барановские" ситцы пустили в производство по музейным образцам

Ткани со сложным декором в цветочек, в которые до революции одевалась вся Россия, воспроизвели на фабрике в Шуе. Образцы взяли из музея-заповедника "Александровская слобода" под Владимиром, где хранится наследие мануфактурщиков Барановых.
Сотрудники музея бережно и с любовью демонстрируют образцы ткани из архива.
Сотрудники музея бережно и с любовью демонстрируют образцы ткани из архива. / Музей Ивановского ситца

Предприниматели из этого семейства десятилетиями работали над тем, чтобы улучшить и удешевить процессы окраски тканей. Им удалось найти и свой стиль в текстильном рисунке.

На Всемирной выставке 1889 года в Париже "барановские" ситцы - в виде отрезов и платков - экспонировались наравне с только что построенной Эйфелевой башней. Павильон, где в числе прочего были представлены узорные ситцы, называли "русским триумфом". Ткань Троицко-Александровской мануфактуры с рисунком "Смородиновый лист" получила Гран-при выставки.

Красные платки с причудливым пейслийским орнаментом сегодня называют "барановскими", даже если сам узор скопирован с произведений других мануфактур. Такие головные уборы часто используют участницы фольклорных коллективов,

Теперь появилась возможность носить и другие виды "тканей с историей", причем не только на сцене, но и в повседневной жизни.

На всемирной выставке в Париже отрезы и платки экспонировались наравне с только что построенной Эйфелевой башней

Реплики дореволюционных ситцев начали выпускать на хлопчатобумажном комбинате в Шуе в 2024 году. Начало положил проект "Ткани со смыслом: наследие мануфактур". Технологи адаптировали к возможностям современной ротационной печати образцы рисунков из Музея ивановского ситца. Выбрали несколько сине- и краснофонных тканей из архива мануфактур Посылиных и Рабенека. Их текстиль также был очень популярен до революции и ценился за рубежом. Благодаря посылинским мануфактурам, построенным в Шуйском уезде, в начале ХIX века в русскую деревню пришла мода на кубовые ситцы - с контрастными розочками, тюльпанами, ягодками и листиками на темно-синем фоне. А подмосковные производства товарищества "Людвиг Рабенек" были лидерами по выпуску не менее любимых в народе кумачей и пунцовых ситцев.

Платья из перкаля с "музейными" рисунками отлично смотрятся на современных девушках. Фото: "Шуйские ситцы"

В итоге на фабрике отпечатали ограниченный тираж тканей с растительным орнаментом и броской полоской - таких цветов, которые хорошо сочетаются между собой.

В качестве основы взяли уже не ситец, а перкаль - тонкий материал из стопроцентного хлопка, который хорошо держит форму за счет плотности (57 нитей на сантиметр против 42 в дореволюционных ситцах). Из него хорошо получаются рубашки, юбки и платья, украшения для интерьера.

В рамках проекта "Я буду это носить!" (реализуется Музеем ситца с использованием президентского гранта) российские модельеры уже создали на их основе несколько оригинальных коллекций женской одежды. Материал пользуется большим спросом.

Повторить успех решили с кроками, которые использовались на мануфактурах Барановых на рубеже XIX-XX веков. Кроме того, взяли несколько сделанных в 1847-1875 годах авторских рисунков художников по ткани.

Прямая речь

Марина Рыбакова, врио директора музея-заповедника "Александровская слобода":

- Тканями, которые в XIX столетии принесли нашему небольшому провинциальному городу мировую славу, сегодня можно восхититься только на выставках, они стали почти забытой историей. Прекрасно, что неповторимые орнаменты пламенеющих ситцев оживают на современных хлопчатобумажных тканях! Вновь, как и 150 лет назад, "барановские" ситцы станут предметом гордости и зависти модниц.