"Клиентам нужен не столько классический банк в части расчетно-кассового обслуживания, сколько предоставляемые им дополнительные услуги и сервисы, позволяющие управлять бизнесом онлайн", - рассказывает старший вице-президент - руководитель блока цифровизации, сопровождения и поддержки юридических лиц ПСБ Анна Кабанова.
Сейчас время развития мобильных технологий, чат-ботов, открытых API, искусственного интеллекта и облачных решений. Новым инструментом для банков стали цифровые финансовые активы (ЦФА). Они позволяют компаниям-эмитентам сократить сроки получения финансирования при снижении операционных издержек, что является альтернативой краткосрочному банковскому кредитованию. "Интерес со стороны бизнеса к ЦФА растет - операторы информационных систем прогнозируют, что объем выпусков ЦФА в 2025 году составит около 1 триллиона рублей", - говорит Анна Кабанова.
Для бизнеса созданы системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) с развитыми сервисами, продуктами и услугами. Банки разработали свои Open API (инструмент для быстрой и безопасной передачи данных между разными компаниями. - Прим. ред.). А Банк России создал единые стандарты для открытого банкинга.
Популярность API у бизнес-клиентов российских банков заметно растет. Благодаря этой технологии клиенты мгновенно обмениваются данными с банками: получают выписки и справки, отправляют заявления и распоряжения. За счет этого упрощаются процедуры сопровождения кредитов и перечисления выплат по зарплатным проектам.
Важным направлением цифрового развития становится персонализация интерфейса и продуктов в системе ДБО под потребности конкретного клиента: от возможности менять навигационное меню и формат таблиц до гибкой настройки доступов к продуктам и уровня прав на просмотр, изменение и подпись документов. Анна отметила, что все эти опции реализованы в системе ДБО для крупного бизнеса PSB Corporate.
Один из самых востребованных сервисов среди юридических лиц - банковское сопровождение контрактов (БСК), рассказывает Анна Кабанова. "Заказчик видит всю цепочку кооперации за счет подключения к сервису соисполнителей, которые выполняют свою часть контракта. Таким образом, банковское сопровождение контрактов позволяет повысить прозрачность сделок", - поясняет она. По ее словам, в ПСБ за последние два года количество пользователей БСК выросло в два раза. Это один из немногих банков, предлагающих сервис БСК в цифровом виде, что позволяет в режиме онлайн формировать электронное досье всех документов, поступающих в рамках исполнения платежей по контракту.
Конкуренция среди банков сегодня достаточно высока. Но особенно ― за корпоративных клиентов. Выигрывает тот, кто способен обеспечить им оперативное выполнение финансовых операций без ущерба для качества услуг, в первую очередь, за счет эффективной системы дистанционного банковского обслуживания.