- Ковер во все времена - вещь дорогая, статусная и наполненная мифологией, - отмечает заместитель директора музея по науке Андрей Шаповалов. - Ковер - очень трудоемкое произведение (на одном квадратном метре традиционных туркменских ковров содержится до 370 тысяч узелков, а ведь каждый из них выполнялся вручную!). Чем больше узелков - тем плотнее ковер, тем выше его качество.
Но не только техникой исполнения ценны эти произведения. Ковер - символ дома и уюта, благоденствия семьи. Именно поэтому как только бытовая жизнь в нашей стране достигла определенного уровня, квартиры стали наполняться коврами. Их стелили на пол, вешали на стены хрущевок (и для красы, и для звукоизоляции, и для тепла), дарили на свадьбу...
А в прежние времена ковер с зашифрованными в орнаментах посланиями был достойным подарком главам стран и республик. И таких ковров на выставке можно увидеть немало.
Удивительно, как тонко, изящно, художественно вплетали мастерицы в традиционные узоры приметы новой жизни и государственные символы. Вот ковер "Советский Дагестан" (1959 год). По центру, понятно, герб СССР, а в кайме и летящие самолеты, и тучные бараны, и даже - линии ЛЭП и горящие лампочки. В ковры азербайджанского производства не менее художественно (не отличишь от фигур традиционного орнамента!) вписаны нефтяные вышки. Причем разглядеть все эти подробности можно, только внимательно вчитавшись в "письмена" каймы.
Сильное впечатление производят ковры-портреты. У туркменов не было традиции изображения лиц. Она позаимствована из персидских миниатюр. Но как выразительны эти портреты! Ковры производства 30-х годов прошлого века запечатлели Ленина, Сталина, Калинина, а также Эрнста Тельмана и Анри Барбюса. У каждого ковра - порядковый номер: 7, 26, 30... Очевидно, что это - целый проект политической "ковровой пропаганды". Кстати, есть здесь и портрет Пушкина, и замечательный (уже азербайджанской работы) ковер с портретом Фирдоуси, окруженном цитатами из его поэм. Замысловатая арабская вязь как нельзя лучше вписывается в сложные орнаменты. У туркменов есть поговорка: "Человек рождается в ковер и уходит из жизни, завернутым в ковер". Стало быть, вся философия жизни, вся вселенная, окружающая человека, находит отражение в этих письменах, редуцированных в элементы узоров.
К слову, китайские туристы, оказавшиеся на этой выставке, нашли в орнаментальной вязи иных ковров знакомые иероглифы. Видимо, эти фрагменты, как пиктограммы из прошлого, понятны всем.
Ковер в качестве подарка вождям имеет давнюю традицию. Забавно, как она преломлялась в разные времена. Так, в Болгарии в 1962 году во время визита Хрущева в эту страну главе СССР подарили "космический ковер". Но кроме ракет и спутников, по кайме вытканы початки кукурузы, увитые лавровым венком.
Поражает воображение знаменитый туркменский ковер "Конный пробег" (1937 год), запечатлевший переход красавцев-ахалтекинцев из Ашхабада в Москву. Переливы песочного цвета, кажется, впитали в себя весь зной каракумских барханов.
А вот ковер "Иртыш" можно рассматривать как географическую карту, иллюстрирующую освоение Сибири: вокруг голубой ленты реки - архитектурные красоты Омска, узнаваемые храмы Тобольска, техника лесозаготовителей, нефтяные качалки, охотники ханты с пушниной и чумами... А в самом верху, на севере этой ковровой "карты", Ледовитый океан с кораблями-ледоколами... Да вот беда: в океан Иртыш-то не впадает, он - всего лишь приток Оби! Очевидно, здесь мифология омских мастериц победила географию.
Особое место занимает ковер "Москва строится", создан ный в 1967 году замечательным художником Павлом Сташковым, ведущим специалистом мастерской ковроткачества Института художественной промышленности. Этот ковер - настоящий текст, который повествует о Москве эпохи большого строительства оттепели. Нежный по колориту (с переходами от серебристо-жемчужного до сиреневато-розового), он собрал в единый орнаментальный знак Кремль, Большой театр, новостройки с "поясами" водного и автомобильного движения, памятник Гагарину... И при этом изобилии деталей - образ города в такой вот композиции получился необычайно стройным.
Кроме "чтения" ковров, можно прикоснуться к технологии их создания. От замысла (эскизы, фрагменты поля) до воплощения их в "пробные кусочки". От химии красителей и гербария растений, из которых изготовлялись краски нужных оттенков, до миниатюрного ковроткацкого станка. Желающие могут попробовать себя в филигранном искусстве ткачества ковров.