30.01.2024 18:30
Поделиться

В России предложили создать региональный сегмент Единой биометрической системы

Минцифры предложило создать региональный сегмент Единой биометрической системы (ЕБС). Это следует из проекта постановления правительства Российской Федерации "Об образовании регионального сегмента единой биометрической системы в городе Москве", опубликованном для общественного обсуждения. Такой подход позволит настраивать биометрические данные для нужд конкретного региона. Сейчас уже несколько сотен тысяч москвичей используют биометрию, например, для оплаты проезда на транспорте.
Биометрические данные граждан хранятся в ЕБС, а не на Госуслугах.
Биометрические данные граждан хранятся в ЕБС, а не на Госуслугах. / Сергей Михеев

Создать региональный сегмент предполагается на основании обращения правительства Москвы. Будут также установлены случаи использования такого сегмента, предоставления векторов единой биометрической системы, а также использования ЕБС с применением персональных данных, размещенных с использованием регионального мобильного приложения.

Как пояснили в минцифры, биометрию из регионального сегмента можно использовать только для региональных низкорисковых операций. Например, для оплаты проезда на городском транспорте или оплаты парковки, прохода на территорию организаций или объектов культуры, в качестве второго фактора защиты при входе на городские сервисы и в других ситуациях. Во всех случаях использование биометрии для получения услуг может быть только исключительно добровольным.

К московской системе оплаты по биометрии подключились более 330 тыс. пользователей

При этом региональный сегмент, на что обращают особое внимание в минцифры, - это часть ЕБС. Он может быть создан решением правительства по желанию субъекта РФ. К нему применяются те же требования безопасности, что и к ЕБС. Оператором такого сегмента выступает орган власти региона или подведомственное ему госучреждение.

В биометрической системе хранятся отличительные физические характеристики человека, позволяющие однозначно идентифицировать его личность - запись голоса, трехмерный снимок лица. Могут вноситься и другие данные, например, снимок сетчатки глаза. Такие данные уникальны для каждого человека.

Как полагают в минцифры, региональный сегмент поспособствует развитию региональных сервисов, работающих с использованием биометрии. Он позволит адаптировать систему под задачи и проекты региона. "Срок действия случаев обусловлен сроком размещения биометрических персональных данных в региональном сегменте до 1 января 2027 года согласно части 12 статьи 26 Федерального закона", - отмечают авторы проекта.

При этом зарегистрировать биометрию в регсегменте можно будет в городском приложении. Также можно будет дать согласие на использование биометрии в региональных сервисах через мобильное приложение "Госуслуги Биометрия". В минцифры обращают особое внимание, что биометрические данные человека не хранятся на портале "Госуслуги" - он выступает только витриной.

Между тем биометрия в Москве давно превратилась из абстрактного понятия в прикладную технологию. Прежде всего в городском транспорте с помощью биометрии можно оплатить проезд на всех станциях метро, МЦК, железнодорожных направлениях аэроэкспресса и речном транспорте. И даже в мире Москва стала первым городом, который внедрил эту технологию в таком масштабе. Это удобно. Даже если вы забыли дома бумажник и телефон в придачу, оплатить проезд все равно не составит труда. Многие пассажиры уже оценили эту возможность.

В столичном департаменте транспорта подсчитали, что к системе оплаты по биометрии подключились более 330 тыс. пользователей. Каждый будний день в метро "по лицу" проходят около 150 тыс. раз. В планах внедрить биометрию также в автобусах, электробусах и трамваях. "При этом важно, что пользоваться биометрией или нет, решает сам человек", - подчеркивает заммэра Москвы Максим Ликсутов. Все другие способы оплаты проезда продолжают действовать.

В самое ближайшее время тестировать оплату по биометрии начнут и на Московских центральных диаметрах - наземном метро, соединяющем Москву с Подмосковьем. Для тестирования уже установили специальное оборудование на турникетах станций МЦД Нахабино, Зеленоград-Крюково, Лихоборы и Площадь трех вокзалов - они одни из самых загруженных. Внедряют биометрию и в других сферах. Например, на конечных станциях для автобусов и электробусов делают новую систему входа на территорию для сотрудников тоже по биометрии - те же водители смогут свободно проходить, видеокамера их узнает. Посторонним же вход останется закрытым.