17.01.2024 12:40
    Поделиться

    Как региональные бренды помогают развивать туризм и защищают покупателей

    На фестиваль, посвященный бренду республики - "Адыгейскому сыру", приезжают туристы со всей России
    На фестиваль, посвященный бренду республики - "Адыгейскому сыру", приезжают туристы со всей России / Владимир Аносов

    В России зарегистрировано более 300 региональных брендов, при этом лидером по их количеству стал Краснодарский край, на втором месте - Ставрополье. Для покупателя такая маркировка - знак, что продукция обладает определенным качеством. А туристы могут быть уверены, что они не купят сувенир, изготовленный в подпольной мастерской.

    Что еще дает регистрация регионального бренда, "РГ" объяснил начальник Центра товарных знаков и промышленных образцов Федерального института промышленной собственности Сергей Ренжин.

    Сергей Александрович, насколько активно региональные производители регистрируют свои бренды?

    Сергей Ренжин: Прежде всего предлагаю немного разграничить терминологию. Сейчас словом "бренд" называют и товарные знаки, и коммерческие обозначения, и фирменные наименования. Вместе с тем брендом можно назвать только то, что приобрело известность и репутацию, то есть имеет историю на рынке. Если мы говорим о региональных брендах, то под ними понимаются специальные объекты интеллектуальной собственнос- ти - географические указания (ГУ) и наименования места происхождения товаров (НМПТ). Среди них - "Хохлома", "Тульский пряник", "Вологодское масло", "Алтайский мед", "Кубанские яблоки", "Адыгейский сыр" и другие.

    На данный момент зарегистрировано 324 региональных бренда, из них 270 - наименования места происхождения товаров и 54 - географические указания. Первые существуют с 1992 года. А ГУ - достаточно молодой объект, он появился в законодательстве в 2020 году, когда вступил в силу федеральный закон, который, собственно говоря, и предусмотрел режим его правовой охраны.

    Зачем был нужен этот закон?

    Сергей Ренжин: Появился запрос со стороны предпринимателей на охрану большого количества обозначений, которые указывают на географическое происхождение товаров с высоким качеством и определенной репутацией, но, к сожалению, их нельзя было охранять как НМПТ, к которым предъявляются очень серьезные требования, в том числе в плане наличия особых свойств. К географическим указаниям - более мягкие требования, и процедура их регистрации пользуется большой популярностью.

    В среднем за год подается около 100 заявок на регистрацию региональных брендов. Кроме того, есть возможность подать заявку на присоединение к уже имеющемуся НМПТ или ГУ, если производство товаров соответствует всем условиям. Если же говорить о регионах с самым большим количеством зарегистрированных региональных брендов, то безусловный лидер - Краснодарский край, у которого их сейчас 27. Второе место у Ставрополья - 14. Третье место делят Тульская и Московская области - по девять.

    Чаще всего заявки подаются на продукты питания и сельхозтовары. Зарегистрировано 86 таких географических указаний и НМПТ. Недалеко от них ушла минеральная вода - 85. Почти в каждом регионе есть вода с особыми свойствами. Следующие в рейтинге - изделия народных художественных промыслов, их зарегистрировано 78. Замыкает топ алкогольная продукция, на которую выдана 21 регистрация. В основном это - вина.

    А по каким причинам заявителю могут отказать? Вообще много ли таких отказов?

    Сергей Ренжин: Комплект документов для регистрации регионального бренда достаточно большой. Если мы говорим о НМПТ, то тут важным условием является получение заключения уполномоченного органа о наличии у товара особых свойств и подтверждения, что он выпускается только на территории конкретного региона. Если речь идет об изделиях народных художественных промыслов, то это министерство промышленности и торговли, если о минеральной воде - то минздрав.

    Что касается географических указаний, то там при регистрации требуются несколько иные документы. Например, к заявке необходимо прилагать документы, подтверждающие уровень известности продукции на определенной территории.

    Отказы в регистрации, безусловно, бывают. Кто-то из заявителей не предоставляет документы о наличии особых свойств. Бывает, что производитель не может подтвердить историю продукции, ее широкую известность и ассоциацию с конкретным регионом. Но отказов - не более пяти процентов от числа заявок.

    По числу зарегистрированных региональных брендов в стране лидируют Краснодарский и Ставропольский края

    А были какие-то бренды, которые вас удивили?

    Сергей Ренжин: Любой бренд необычен, так как это то, что отличает регион, чем он гордится, вокруг чего строится туристическая инфраструктура. Очень интересны национальные осетинские костюмы. Много в последнее время поступает заявок на мороженое. Уже зарегистрировано пятигорское и воронежское.

    До принятия решения о регистрации проводится экспертиза. Мы всегда уточняем позицию уполномоченных органов, ассоциаций, союзов, властей регионов: что они могут сказать относительно возможности регистрации географического указания или наименования места происхождения товаров. На предоставление доводов против любой организации выделяется три месяца.Это необходимо для того, чтобы обеспечить права всех возможных интересантов, в том числе в регионах.

    А если кто-то решит придумать бренд, который в реальности не существует, и зарегистрировать его, чтобы таким образом популяризировать свою продукцию?

    Сергей Ренжин: Не выйдет. Любой региональный бренд должен обладать историей, определенной известностью, документально подтвержденными особенностями.

    Заявку на регистрацию могут подать ассоциация производителей, отдельные предприниматели и даже госучреждения. Недаром мы запрашиваем информацию у разнообразных организаций в регионах: соответствует ли заявка необходимым критериям, насколько с их точки зрения такая регистрация допустима, будет ли бренд способствовать развитию региона. Еще одна наша задача - не допустить того, чтобы недобросовестные лица владели правом на него, но при этом ничего не производили.

    Владельцы бренда могут писать на этикетке его наименование, включать его в качестве элемента в состав своих товарных знаков. Право это - коллективное, чтобы ни у кого не возникало монополии. Также они получают возможность ставить на своем товаре знак охраны, который указывает на то, что бренд является зарегистрированным НМПТ или ГУ. Такие знаки разработаны и утверждены. Они в красном и синем исполнении. Красной эмблемой маркируются наименования места происхождения товаров, а синяя предусмотрена для географических указаний.

    Любой бренд необычен: это то, что отличает регион, вокруг чего строится туристическая инфраструктура. Фото: Роспатент

    Сколько стоит зарегистрировать бренд?

    Сергей Ренжин: Если мы говорим о регистрации ГУ, то общая стоимость будет примерно 30 тысяч рублей, то есть это достаточно доступная процедура, особенно если заявка подается большим количеством предпринимателей или несколькими компаниями, которые являются производителями продукции в регионе. Также у нас предусмотрена скидка до 30 процентов при онлайн-подаче заявления.

    А что нового будет в практике регистрации региональных брендов в 2024 году?

    Сергей Ренжин: В прошлом году у нас значительно поменялась практика работы с товарными знаками, которые включают географические элементы, это связано с присоединением России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения. В этом году будем оценивать эффективность этих изменений.

    Благодаря этому соглашению российские правообладатели брендов могут подавать заявки в страны - участники Лиссабонской системы на регистрацию географических указаний и НМПТ. На основании одной заявки можно получить правовую охрану на территории десятков стран, которые являются участниками соглашения, и таким образом продвигать бренд не только в России, но и за рубежом. Сейчас у нас подана одна заявка на международную регистрацию наименования места происхождения товара - от Объединения "Гжель". Такая процедура обойдется дешевле, чем подавать заявку в отдельные страны и платить там пошлины. В данном случае можно заплатить единую пошлину в рамках международной процедуры.

    Ни для кого не секрет, что путешественников в первую очередь интересуют известные региональные бренды. Они формирует облик страны в целом. Выход на международные рынки позволит развиваться как отдельным компаниям, так и региону, находить новых клиентов и, соответственно, масштабировать производство. По цепочке это в итоге стимулирует поддержку различных предприятий, например народных промыслов, что привлечет молодых мастеров, а это очень важно для сохранения и преумножения богатейшего культурного наследия России.

    Ключевой вопрос

    Регистрация бренда - это главным образом защита продукции от контрафакта?

    Сергей Ренжин: Не только. Сейчас ужесточаются требования к маркировке товаров. Возможность маркировать продукцию обозначением, которое тесно связано с регионом, - большой плюс для производителя, поскольку он начинает ассоциироваться с определенной территорией.

    Конечно, регистрация дает возможность защищать свои права на продукцию. Но немаловажно и то, что это помогает защитить потребителя от приобретения некачественных товаров. Региональные бренды обладают большой известностью. И если в магазине лежат кубанские яблоки, то потребитель ждет от них определенного качества и вкуса. Чтобы покупатели не были введены в заблуждение и не разочаровались, такие яблоки могут маркировать только непосредственно кубанские производители, получившие регистрацию.

    Поделиться