Сейчас, как никогда, нужно предвидеть, где, и как, и кто - тебя
    Яков Миркин - о том, как сохранить свои сбережения в эпоху перемен
    Стальной сейф, как показала история, отнюдь не гарантия сохранения сбережений... Иван Владимиров, "Конфискация", 1926 г.
    Стальной сейф, как показала история, отнюдь не гарантия сохранения сбережений... Иван Владимиров, "Конфискация", 1926 г. / соцсети
    28.11.2023 21:04
    28.11.2023 21:04
    Поделиться
    Сейчас, как никогда, нужно предвидеть, где, и как, и кто - тебя. Столько ограничений, запретов, замораживаний. Особенно когда речь идет о деньгах, валюте, ценных бумагах, банках. Вроде бы ты владеешь чем-то, а доступа к нему нет. Вдруг в какой-то момент оно испаряется, а ты спрашиваешь себя: "Почему я не подумал об этом раньше?!"

    На этот счет есть воспоминания знаменитого коннозаводчика Бутовича (Я. Бутович. "Лошади моего сердца"). Он никуда не уехал в 1917-1920-х гг., остался в России как спец, как директор, как бывший собственник, чтобы сохранить породу орловских рысаков и - своим примером и опытом - само русское коннозаводство. "За три недели до Декрета о национализации банков и, стало быть, экспроприации денег и аннулирования бумаг и займов я поехал в Тулу, где в Учетном банке у меня был текущий счет. Директор банка был моим хорошим знакомым, и когда я объявил ему свое намерение закрыть счет и получить деньги на руки, то директор просил меня не делать этого. Он пояснил, что банк дорожит мною как крупным клиентом, и просил по-прежнему производить финансовые операции у них.

    Я ответил, что дни банков и частных капиталов сочтены, потому я и спешу закрыть свой текущий счет. Директор счел меня за безумца, выразил удивление, сказал, что этого никогда не будет, но, увидев, что я непреклонен, сделал распоряжение закрыть мой текущий счет и принести мне деньги.

    Я подписал бумаги и продолжал сидеть в его кабинете и беседовать с ним. В это время вошел тульский богач Платонов и вступил с нами в разговор. Директор не мог удержаться, чтобы не рассказать ему о моем поступке.

    Платонов никогда не отличался большим умом и авторитетно заявил, что имения, дома, может быть, фабрики могут отобрать, но деньги - никогда. Директор ему поддакивал. Тут принесли мои сто рублей, и Платонов саркастически улыбнулся.

    Я посоветовал ему забрать, пока не поздно, все его капиталы из банка, иначе они пропадут. А директору сказал, что не пройдет и полгода, как он будет просить меня прислать ему пуд муки и мешок картофеля.

    На этом мы простились. Все сбылось, как я сказал: Платонов потерял все свои деньги, а директор - месяца через четыре. В жуткое время голодовки, встретив на Киевской улице Никанорыча, велел ему передать мне поклон, напомнить о разговоре в банке и прислать ему мешок картофеля!

    Я прислал".

    - Как это знакомо! - ответил на это один промышленник. 1990-е годы, провинция, крупнейший банк в своем регионе. "В банк уже выстроилась очередь снимать свои кровные. А моя компания тогда привозила ежедневную выручку наличными в банк. Сижу у управляющей, которая тоже была хорошей знакомой и на мой вопрос твердо ответила, ну что ты. С твоими деньгами ничего не случится ни в каком случае, у нас для своих особый счет. И как результат у меня минус миллиард. Тогда мы еще шутили: "новыми?" - было такое выражение, кто помнит деноминации и павловские реформы. Мой вывод - никогда не выбирай банк по знакомству, гораздо лучший способ отношений с банком, когда ты ему должен, а не он тебе".

    Вы теряли деньги в депозитных ячейках банков? Когда-то они назывались "сейфы - стальные ящики". В 1917 году чего только в них не было! Частное имущество, тихо сберегаемое, золото, брильянты, и не только "высших", но и самого - что ни на есть - среднего класса, учителей, врачей, мелких торговцев, писателей. Новым властям было невтерпеж: взять немедленно. 17 декабря 1917 г. был "распубликован" новый декрет ВЦИК:

    1) ревизовать, вскрыть сейфы в банках,

    2) деньги - на счет, золото - властям, конфискация,

    3) владельцам ящиков немедленно являться по вызову,

    4) не придете - вскрываем сами и все, что внутри, "конфискуем в собственность народа".

    Так и сделали. Вот "Открытое письмо английской полиции" от Аркадия Аверченко. Писатель знаменитый, юморист необычайный, человек "Сатирикона", почему бы не посмеяться над самим собой?

    "Дорогие бобби!

    Из всех полиций мира - английская самая искусная и талантливая: почти ни одного преступления она не оставляет нераскрытым, поэтому надеюсь, что вы, джентльмены, поможете и мне в моем горе.

    А дело вот в чем: в конце 1917 года, когда большевики насильно захватили в Петербурге власть, они украли из моего сейфа в Сибирском банке 18 русских золотых монет по 10 рублей. По моим сведениям, это украденное у меня золото должно вследствие начавшихся торговых сношений с большевиками в скором времени очутиться в Англии, почему и прошу вас, джентльмены, выследить мою пропажу и, изъяв золото из Лондонского банка как заведомо краденое, вернуть его мне, законному владельцу" (Собр. соч., т. 13).

    Можно смеяться! А чему? Раз и навсегда было доказано, что сейфы в банках - не такое уж надежное место хранения. Такая турбулентность на улице, такие неизведанные судьбы у банков, что потом ничего не докажешь и ничего не вернешь. Не стоят как скала!

    Между тем наша современность дает замечательные случаи мгновенной реакции на изменившиеся обстоятельства. Вот рассказ "из жизни": "Вдруг наша крошечная фирма закончила год с хорошей прибылью, и мы смогли не только оставить необходимое на ее развитие, но и начислить себе дивиденды. По этому случаю открыла счет в банке в пешей доступности от дома, сложила на счет полученное и арендовала ячейку, положив в нее все документы на квартиру, машину, договора с банками, страховки и т.п. И все было прекрасно несколько лет, но однажды, спускаясь в депозитарий (в глубоком подвале, что особенно нравилось - ворам к ячейкам не проникнуть), я увидела, что со стен всех внутренних коридоров исчезли абсолютно все картины, а это были достаточно известные и дорогие подлинники - их было позволено рассматривать привилегированным клиентам. Тут же забрала все, что было, из ячейки и заказала снятие денег со счета. Утром на следующий день мне выдали наличными мои деньги, а вечером банк был закрыт, блокировали все счета, а потом еще и арестовали кого-то из владельцев. На этот раз - пронесло!"

    Что сказать? Управлять семейным имуществом с большой осмотрительностью, чтобы его не потерять, не прельщаться сказками о том, как быстро и много вы заработаете, понимать, что то, что вы делаете с деньгами, может кому-то не понравиться, и вы столкнетесь с запретами, с которыми долго придется разбираться. Думать "вперед" об ограничениях, которые могут вдруг возникнуть, если вы вложились в зоны неоправданно высокого риска. Понимать, что можете стать той самой щепкой, которая летит, когда лес рубят. Быть готовым к тому, чтобы принимать быстрые решения - как сохранить имущество, иметь всегда план "Б", а может быть, и "В".

    Кстати

    Хуже некуда? Есть куда!

    Фото: Госдума РФ

    Кризисный 1998-й позади. Но впереди 2008-й, 2014-й, 2020-й... Об этом словно догадывается в 2002 году глава Банка России Виктор Геращенко и раздает автографы...