Ленобласть вписалась в восточный поворот

Власти и бизнес Ленинградской области нашли в Китае партнеров и технологии, необходимые 47 региону
Делегация Ленобласти в порту Цаофэйдянь
Делегация Ленобласти в порту Цаофэйдянь / Пресс-служба Правительства Ленинградской области

Развивая стратегическое партнерство России и Китая, представительная делегация Ленинградской области во главе с губернатором Александром Дрозденко посетила побратимскую провинцию Хэбэй в КНР и договорилась о том, как на уровне регионов наполнить дружественные связи двух государств практическим содержанием. Реализация этих договоренностей откроет новую страницу во взаимоотношениях Ленинградской области с главным восточным соседом России.

Хотя визит делегации Ленобласти и был приурочен к 30-летию сотрудничества с провинцией Хэбэй, но носил сугубо деловой характер. Взаимопониманию двух регионов способствует их определенная схожесть: как и Ленинградская область, провинция Хэбэй географически "окружает" соседний столичный мегаполис с прилегающей территорией, имеет прямые выходы к морю, развитые сферы производства и логистики. Схожесть экономик Ленобласти и провинции Хэбэй предопределила и программу поездки, в ходе которой гости посетили несколько промышленных предприятий, зону свободной торговли, крупнейший порт и научно-исследовательский центр.

Как известно, в предыдущие годы основной поток иностранных инвестиций приходил в Ленобласть с Запада, что объяснимо географической близостью. Но в 2022-2023 годах, как и вся Россия, Ленинградская область столкнулась с политически мотивированным уходом западного бизнеса, сворачиванием производств, выходом бывших партнеров из капитала совместных предприятий. Испытав на себе негативные последствия антироссийских ограничений, Ленобласть сумела не только сохранить, но и увеличить свой экономический потенциал, о чем говорит уверенный рост индекса промышленного производства и инвестиций.

Но говорить о преодолении всех вызванных санкциями проблем пока преждевременно. Одной из них остаются простаивающие мощности автомобильного кластера, тянущие за собой сокращение налогов. Современные предприятия по выпуску автокомпонентов активно создавались в Ленобласти для удовлетворения потребностей в локализации продукции иностранных автомобильных брендов. После того, как эти концерны прекратили выпуск автомобилей в России, производители автокомпонентов оказались в тяжелой ситуации. Выходу из нее способствует разворот России на Восток.

В ходе визита в Китай делегация Ленобласти посетила инжиниринговый центр автомобильной корпорации Great Wall Motor Company, чья продукция хорошо известна в РФ. В ходе переговоров с руководством компании и членами китайского Совета по продвижению международной торговли (CCPIT) гости предложили загрузить некоторые из предприятий по выпуску автокомпонентов - а их в Ленобласти почти три десятка - заказами в интересах созданного в Тульской области производства внедорожников Haval. Это может стать первым шагом, после которого пойдет речь о размещении в Ленобласти новых предприятий автомобильной отрасли. "Ленинградской области есть что предложить нашим китайским партнерам не только в части закупок, но и по привлечению инвестиций в наш регион и размещению производства непосредственно на нашей территории", - заявил губернатор Александр Дрозденко.

Александр Дрозденко в научно-исследовательского центра технологий Haval компании Great Wall Motor Фото: Пресс-служба Правительства Ленинградской области

В провинции Хэбэй гостей из Ленобласти заинтересовало глиноземное производство, запущенное в 2022 году. Как известно, в Ленобласти сейчас обсуждается возможное строительство глиноземного производства, и очень важно, если такое производство появится, чтобы оно опиралось на современные технологии. Такие, например, как на предприятии Wenfeng New Materials. Его мощность – 4,8 миллиона тонн глинозема в год. При этом само предприятие находится всего в пяти километрах от ближайшего города с населением более 320 тысяч человек.

Александр Дрозденко оценил увиденное как наглядный пример высокотехнологичного "зеленого" производства. За счет строгого контроля выбросов в атмосферу их уровень оказывается на порядок ниже, чем требуют, например, европейские стандарты. Чтобы обезопасить красный шлам (побочный продукт производства), на китайском заводе с помощью магнитного поля из него извлекается оксид железа, что позволяет уже сегодня 20 процентов отходов направлять на металлургические комбинаты, и этот процент будет увеличен. К тому же прочный и не пылящий шлам, прошедший через систему мощных пресс-фильтров, в будущем может быть использован в качестве строительного материала. Все это позволило заводу в провинции Хэбэй войти в десятку самых экологичных производств в мире.

"Предприятие находится недалеко от ближайшего города, в километре ближайшее жилье, но даже в санитарной зоне я не заметил ни грязи, ни пыли. Всего в 50 метрах от забора завода находится креветочная ферма", - поделился впечатлениями губернатор Ленобласти в своем телеграм-канале. Добавим, что представители "Русала", приехавшие в Китай вместе с делегацией Ленобласти, подписали контракт о приобретении части глиноземного завода в провинции Хэбей. Это позволит компании использовать современные технологии, доказавшие свою экономическую и экологическую эффективность в Китае, и на предполагаемом предприятии в Ленобласти.

Успешный опыт китайских товарищей может быть востребован на российской земле не только в сфере производства, но и в развитии особых экономических зон, становящихся локомотивом для инновационной экономики. В этом смысле гостям из Ленобласти приглянулись передовые налоговые практики района Чжэндин, пилотной зоны свободной торговли провинции Хэбэй. Их суть заключается в наличии внутри района так называемой бондовой территории. Ее налоговый режим предусматривает оптимизацию таможенных платежей резидентов территории при импортных поставках. Заказав за рубежом необходимый товар, импортер не платит таможенные пошлины на ту часть продукции, которая не выходит за пределы бондовой территории и используется внутри нее в производственных целях. Пошлина платится только за ту часть импорта, что покидает пределы территории.

"Для торговых компаний интерес в бондовой зоне в том, что они могут хранить там нерастаможенные товары, а таможенные пошлины платить только в тот момент, когда товары покидают данную территорию для продажи на внутреннем рынке. Ленинградская область готова инициировать возобновление эксперимента по созданию бондовых территорий РФ", - заявил Александр Дрозденко. Как пояснили в пресс-службе областной администрации, в качестве пилотной зоны для организации специализированной бондовой территории рассматривается Тосненский район.

Александр Дрозденко на глиноземном заводе Wenfeng New Materials Фото: Пресс-служба Правительства Ленинградской области

Добавим, что в ходе визита в провинцию Хэбэй и Пекин делегация Ленобласти обсуждала перспективы поставки на рынок КНР продовольствия и другой продукции областного агропрома, минеральных удобрений, сельхозмашин, продукции деревообработки, совместное производство станков, размещение логистических складов и сервисных центров китайских компаний в Ленобласти, а также создание в регионе фабрики по выпуску продукции для реабилитации травм конечностей и протезирования. В Ленобласти заинтересованы в поставках из Китая текстильной продукции, оборудования для пищевой промышленности и для переработки природного газа. Конкретизировать и расширить достигнутые договоренности планируется в марте 2024 года в ходе бизнес-миссии в провинцию Хэбэй группы предпринимателей из Ленинградской области.