Ощущение, что будешь отвечать за обман, должно войти в нашу кровь
Политолог Журавлев прокомментировал введение штрафа за навязывание услуг
РГ
Отличная новость, что в КоАП РФ внесены поправки о штрафах за навязывание услуг и товаров потребителю. ("РГ", 1-я и 15-я полосы.) Действия продавца надо сделать более прозрачными, за нечестность он должен быть наказан. Ощущение, что, если обманешь, будешь за это отвечать, должно войти в нашу кровь. Для этого необходима реализация этих новых поправок, нужно, чтобы закон действительно начал работать.

Но, понимаете, если факт навязывания не очевиден, покупателю нужна помощь адвоката, юриста. (У меня так было, когда я зубы лечил. Когда мне насчитали 700 тыс. рублей, включая ненужные услуги.) То есть грань между навязыванием и предложением в некоторых областях очень тонкая. Если у вас есть хороший юрист, который может помочь, то эти поправки - великолепное средство защиты от негодяев и мошенников. Но, увы, не всякий обычный человек сможет с этой задачей сам справиться. Некоторые могут, есть у них такое психологическое свойство, а есть люди, которым продавец ответит: "А я вам не навязывал, я предлагал" - и они не будут вступать в дальнейшие дискуссии. Они не пойдут жаловаться и требовать оштрафовать продавца, а домой пойдут.

Знаете, представить себе, что вам поддельную вещь продадут где-то на Западе, невозможно. Потому что если ты это провернешь, то сделаешь покупателю громадный подарок. Ведь он получит около миллиона возмещения просто за факт того, что товар не соответствует тому, что написано на ценнике. А у нас вы сможете в такой ситуации больше 5 тысяч отсудить?

У меня ситуации с навязанными услугами чаще всего случались в области медицины. А еще был случай, когда продавец навязал мне привязать страхование к телефону, а когда мобильный украли, в магазине мне сказали: "Принесите нам решение по уголовному делу, и мы вам вернем деньги". А вы представляете МВД, которое на голубом глазу заведет уголовное дело? Им же потом по нему отчитываться.

Идеальный продавец-консультант в моем понимании - честный, хорошо знающий то, что он продает, способный исходить из интересов покупателя. И ведь стратегически так вести себя даже выгоднее - потом все в ваш магазин будут возвращаться. Но пока у нас значительная часть торгового бизнеса живет одним днем. Они в 90-е годы начинали и привыкли. Это не их вина, их так двадцать лет учили. И руководство заставляет так действовать. Если они будут вкладываться в завтрашний день, он может не наступить, что-нибудь изменится.

В советское время товаров было заведомо меньше, чем денег. А хороших - тем более. Их продавали с "нагрузкой". Люди были счастливы купить хоть что-нибудь. Поэтому продавщица жила по принципу: я тут одна, а вас много. Будь счастлив, что тебе эту селедку продали. А могли бы не продавать, сказать, что ее нет. Какие там претензии...

Подготовила Елена Кухтенкова

Дмитрий Журавлев
политолог, директор Института региональных проблем
Поделиться