Необходимо создать патрульную авиацию, которая бы занималась контролем акватории Черного моря
Владислав Шурыгин - о том, как эффективно бороться с морскими беспилотниками Киева
vk.com/ Владислав Шурыгин
- Думаю, что цели террористических атак ВСУ на военно-морскую базу России в Новороссийске выходят далеко за чисто военные задачи. Поражение наших кораблей, конечно, является для киевского режима важным "призом". Но в конечном счете там добиваются большего - парализации морского сообщения в российском сегменте Черного моря.

Ночной удар по российскому танкеру "Сиг" это наглядно подтвердил. Атака на гражданское судно - недвусмысленное послание всем "коммерсантам": мол, работа в российских территориальных водах не безопасна и от нее следует отказаться.

Вполне вероятно, что такие атаки согласованы с американскими и британскими страховыми компаниями, которые после еще пары аналогичных акций просто откажутся страховать суда, следующие в российские порты Черноморья.

Фактически Киев пытается найти асимметричный ответ на парализацию нашими ВКС украинских портов на Черном море и в устье Дуная. Надо признать, что этот ответ из раздела "дешево - сердито" не лишен эффективности.

Морские беспилотные катера, поставленные на серийное производство, недороги, и число таких атак, вероятно, будет только возрастать. Мы видим, что на данном этапе российский Черноморский флот вынужден защищаться - прикрывать свои базы различными заграждениями, усиливая группы охраны водного района и ПВО.

Универсальным средством борьбы с морскими дронами ВСУ смогут стать ударные беспилотники типа "Иноходца". Фото: Минобороны РФ

Очевидно, что выводить в море боевые корабли для охоты за такими "дронами" - худший вариант ответа. Так мы фактически подставим корабли под удар украинских безэкипажных плавсредств - БЭП.

Но ответ необходим, и он есть. Нужно просто вспомнить, что, начиная с 40-х годов прошлого века авиация прочно отобрала у флота господство на море.

Слабость украинской ставки на морские беспилотные погружные и надводные катера в том, что атаковать коммерческие суда они могут только в территориальных водах РФ. Иначе это будет акт морского пиратства, и он явно не принесет Украине нужного эффекта.

Морские дроны - достаточно примитивные по своему устройству изделия. Большую часть маршрута до цели они выполняют "линейно" - по кратчайшему пути. Никаких средств контроля за воздушной обстановкой и тем более средств ПВО у них нет. Они "слепы" от любой угрозы с воздуха.

Потому универсальным средством борьбы с ними вполне смогут стать воздушные дроны. В частности, ударные БПЛА типа "Иноходец" и его аналоги, несущие управляемые ракеты.

В ближней зоне - в бухтах, в районах якорных стоянок - против безэкипажных плавсредств могут использоваться FPV-дроны, операторы которых будут нести постоянное дежурство.

Конечно, придется доработать эти дроны под задачу борьбы с БЭПами. К примеру, установить на них фары, как когда-то прожекторы "Каталин" подсвечивали перед атакой гитлеровские подлодки.

Впрочем, есть и вполне проверенный вариант с различной военной пиротехникой - фотоосветительными авиабомбами, осветительными ракетами и т.п., лишающими безэкипажные катера скрытности. И ключевой вопрос тут только один - своевременное обнаружение вражеских морских дронов.

Для этого, как уже предлагали некоторые военные эксперты, нам необходимо создать патрульную авиацию, которая бы занималась контролем акватории Черного моря в прилегающих к российским терводам районах.

Кроме того, в створе Керченского пролива необходимо развернуть аэростатную систему радиолокационного дозора водной поверхности. Как только вопрос своевременного обнаружения морских дронов будет решен, воздушные беспилотники легко уничтожат тихоходных (по сравнению с БПЛА) и "слепых" морских собратьев.

Этим нужно заниматься уже сегодня, сейчас. Пока ВМС Украины не устроили подлинный террор в наших территориальных водах.

Подготовил Юрий Гаврилов

Владислав Шурыгин
член Изборского клуба
Поделиться