07.06.2023 07:00
Поделиться

Отечественные вузы станут первой ступенью научной карьеры для молодых ученых

Сегодня отечественная экономика взяла курс на инновационное развитие. Буквально все отрасли нуждаются в ускоренном внедрении передовых технологий, обеспечить разработку которых должна отечественная наука.
Создание беспилотных систем сегодня - очень востребованные студенческие разработки.
Создание беспилотных систем сегодня - очень востребованные студенческие разработки. / Татьяна Кравченко

Российская научная школа является одной из самых сильных в мире. Однако до недавнего времени количество научных сотрудников в нашей стране неуклонно снижалось. По подсчетам Росстата, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в 2021 году составила 662,7 тысячи человек. Для сравнения, в 2000 году таких было 887 тысяч человек. За последнее двадцатилетие численность научных сотрудников постоянно сокращалось.

Такое положение вещей не может считаться нормальным, тем более в свете сегодняшних задач и вызовов. Научная отрасль сегодня, как никогда раньше, нуждается в притоке молодых, деятельных, амбициозных кадров. Кузницей таких кадров могут стать отечественные вузы. Во всем мире университеты являются первой научной ступенью. Именно в их стенах студенты и аспиранты впервые пробуют себя на научном поприще, генерируют смелые идеи, создают разработки, которые затем становятся реальными инновационными продуктами.

Сегодня отечественные вузы становятся той самой первой научной ступенью. Это позволяет решить целый ряд задач, одна из которых - привлечь молодежь в науку.

В 2020 году президент Владимир Путин поставил задачу обеспечить присутствие России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе благодаря созданию эффективной системы высшего образования.

Развитие вузовской науки - один из приоритетов государственной научной политики. В 2020 году был разработан национальный проект "Наука и университеты", который призван повысить привлекательность науки и высшего образования. В рамках нацпроекта создаются передовые научные и научно-образовательные центры мирового уровня, в которых есть все условия для того, чтобы студенты могли заниматься актуальными исследованиями и разработками. Согласно задачам нацпроекта, уже к 2024 году количество молодых ученых и исследователей в возрасте до 39 лет должно насчитывать 47,5 процента от общего числа. "Омолодиться" должен и профессорско-преподавательский состав. К концу следующего года треть (33 процента) преподавателей должна быть также в возрасте до 39 лет.

На сегодня создано 17 Научных центров мирового уровня (НЦМУ). Четыре из них - математические международные центры, три центра занимаются геномными исследованиями, остальные десять выполняют исследования и разработки по приоритетам научно-технического развития.

Студенты и аспиранты активно вовлекаются в научный процесс еще на этапе обучения в вузе, работают над реальными проектами, у которых есть заказчик в лице государства или бизнеса. Так теоретические знания сразу апробируются на практике, а смелые идеи воплощаются в реальный прототип или готовый продукт.

Университеты сегодня становятся источниками передовых научных идей

За время функционирования научных центров мирового уровня удалось получить по-настоящему прорывные разработки и даже готовые технологии и продукты. Например, для аграрного сектора были разработаны новейшие комплексы удобрений, которые содержат полезные для почвы и растений микроорганизмы, созданы новые сорта сельскохозяйственных растений с улучшенными качествами, разработана промышленная технология управления вегетацией растений. Для нефтегазовой сферы разработаны новые методы поиска залежей углеводородов на слабоизученных территориях, разработаны технологии для мониторинга состояния нефтяных скважин, разработана методика и программное обеспечение для экспресс-анализа состава нефти и нефтепродуктов и многое другое. В сфере здравоохранения разработана серия компьютерных программ для оценки динамики развития онкозаболеваний, создана автоматизированная система детектирования гипертонии по фотографии глазного дна, разработана биостатическая платформа для ранней диагностики онкозаболеваний и многое другое.

Научные исследования и разработки, которые активно внедряются в здравоохранение, ведет и РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Так, в рамках университета создано 93 научных коллектива по пяти направлениям: хирургия, терапия, педиатрия, фундаментальная медицина и гуманитарные науки. "Исследования проходят по самым разным направлениям: где-то это только идеи, что-то уже поддержано грантами, а что-то уже реализовано и получены патенты, - поясняет научный руководитель Студенческого научного общества РНИМУ имени Н.И. Пирогова Надежда Былова. - Например, уже запатентована программа для создания базы данных патогенных вариантов для анализа носительства моногенных заболеваний человека, способ наложения сухожильного шва, многофункциональный иглодержатель Черкасова и много другое. Получены гранты на создание платформы аптотераностики для диагностики и лечения глиомы человека, на исследование изменения фенотипических характеристик нейронов базальных ядер в условиях экспериментального холинергического дефицита в мозге мыши, на разработку нового необратимого ингибитора функций тромбоцитов и на другие исследования".

Прорывными разработками в авиакосмической сфере занимается один из ведущих вузов этой отрасли - Московский авиационный институт (МАИ). "Студенты МАИ активно вовлечены в деятельность научных центров и лабораторий, где участвуют в задачах для реального сектора экономики и вносят вклад в создание новых фундаментальных знаний, работая в малых научных группах под руководством опытных ученых и наставников", - отмечает проректор по стратегическому развитию МАИ, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Александр Шемяков.

Студенты МАИ принимают участие в крупных проектах отрасли. Например, трудятся над созданием технологий для сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения, работают над проектами в области беспилотных и нейросетевых технологий, таких как беспилотная система дефектоскопии на промышленных объектах и решение по управлению рисками, связанными с паводками, на основе данных дистанционного зондирования Земли.

"Многие студенты, аспиранты и молодые ученые ведут собственные инициативные разработки, - говорит Александр Шемяков. - Самые передовые из них были отобраны в новый проект - Стартап-студию МАИ. Среди них не только связанные с авиакосмической сферой, но и те, что могут быть внедрены в здравоохранение. Например, разработан многофункциональный биоэлектрический протез предплечья, а также мобильное приложение для диагностики нейродегенеративных заболеваний. В рамках стартап-студии будут отобраны не только идеи, но и сформирован пул технологических дефицитов для корпораций и индустриальных партнеров. Под их задачи будет отобрано более двухсот идей, из которых до продуктового решения дойдет около 40".

Времена, когда вузы были исключительно образовательными площадками, уходят в прошлое. Их функции существенно расширяются. Сегодня они становятся истоками передовых научных идей, связующим звеном между образованием, наукой и реальным сектором экономики.