Потенциал спроса на недвижимость исчерпан. Что делать девелоперам, чтобы остаться на рынке: мнение экспертов
Девелоперы будут упрощать проекты ради снижения себестоимости строительства, считают эксперты.
Доля непроданных квартир в строящихся домах продолжает расти. В последние годы она держалась на уровне 30%, однако осенью увеличилась до 40%, в декабре - до 41%, сейчас поднялась до 42%. Застройщики предлагают дисконты, а в перспективе попытаются снизить себестоимость проектов, чтобы не повышать цены. Потенциал спроса исчерпан, цены уперлись в потолок, идет их корректировка в соответствии с текущими экономическими условиями, говорит исполнительный директор Российского аукционного дома Константин Раев.
Застройщики будут отказываться от излишеств, оставляя только самое важное и необходимое потребителю, считает гендиректор Key Capital Ольга Гусева. Могут уйти в прошлое, например, умные домофоны, камины, дорогие технологические решения на этажах (например, по сортировке мусора).
Скорее всего, можно будет наблюдать в проектах замену алюминиевых окон на пластиковые, если это возможно, считает член генсовета "Деловой России", владелец ГК "Удача" Владимир Прохоров. Например, при наличии витражных фасадов без алюминия не обойтись, а вот в панельном домостроении это вполне практикуется. Если квартиры должны сдаваться с отделкой, застройщики смогут экономить на импортных материалах и электрике. Хотя с рынка и ушли европейские товары, но на их место пришли товары китайских, белорусских, индийских, турецких производителей.
Могут существенно измениться дворы. Не будет излишков в части деревьев-крупномеров или же сложных геометрических форм, говорит Гусева. То есть в стилобатной части раньше можно было сделать большие бетонные объемы или сложный рельеф, теперь же все это будет аккуратно, красиво, но не будет сверхдорого. Застройщики будут выбирать более экономичные беседки, возможно, сильно сократят фасадное освещение.
Менее архитектурными могут стать фасадные решения, считает Прохоров: например, вместо кирпича ручной лепки застройщики могут перейти на обычный облицовочный кирпич. Или вместо автоклавных газоблоков, которые стоят по 5,5-6 тыс. рублей за кубометр, застройщик может приобрести неавтоклавный за 5 тыс. рублей. При благоустройстве дворов застройщики часто использовали достаточно дорогую мраморную плитку, в ее производстве используются импортные пилы, которые требуют частой замены. Импортная составляющая может привести к дефициту такого товара. Однако на рынке есть аналоги - например, бетонная плитка.
Также изменится обустройство детских площадок, считает Прохоров: если раньше застройщики отдавали предпочтение иностранным производителям, то теперь этот сегмент полностью пройдет импортозамещение.
В части цифровых решений сложившаяся ситуация - удачный момент, чтобы сконцентрироваться на работающих, приносящих пользу опциях, считает гендиректор "Лаборатории цифровизации жилья" Кирилл Захарин. Основными критериями сохранения в проекте интеллектуальных систем должны быть направленность на решение жизненных ситуаций жителей и управляющих компаний, реализация бесшовного end-to-end подхода для исключения ручных операций и ошибок, поддержка работоспособности, независимой от недоступных вендоров. Текущий вызов должен подтолкнуть развитие комплексных решений по интеграции с управляющей компанией. Эпоха фрагментарных, несвязанных систем, удорожающих проект без пользы для жильцов, должна уйти в прошлое. Будет меньше модных домофонов с распознаванием лица, но появятся работающие решения с одноразовыми кодами для курьеров, генерируемые из приложения. Камеры видеонаблюдения не будут покрывать 100% территории и дома, но будут в критичных местах (подъезд, лифт) и будут передавать на пульт охраны и показывать в удобном виде для реагирования. Станет больше "умных счетчиков" для автоматического выставления счетов без ошибок.
Есть и другие способы снижения себестоимости, помимо "сушки" проектов, добавляют эксперты. Это может быть снижение рентабельности проектов, считает Прохоров. Многие застройщики, особенно в регионах, по его словам, выбирают путь строить много, но с низкой добавленной стоимостью. Второй способ касается снижения тарифов на работу подрядчиков: в условиях напряженной экономической ситуации многие компании готовы пойти навстречу застройщикам и снижать стоимость своих услуг.
Есть и другой путь - конкурировать за покупателя не ценой, а качеством, считает коммерческий директор ГК "А101" Анна Боим. Снижать конечную стоимость жилья путем отказа от "необязательных" опций в нынешних условиях "рынка покупателя" бесперспективно, говорит она. Острая конкуренция ставит основной задачей, наоборот, максимальное насыщение проектов разнообразным функционалом и, насколько это только возможно, - демократичную ценовую политику. Сейчас в центре внимания покупателей находятся проекты комплексного освоения территорий с развитой и разнообразной инфраструктурой - это касается как сервисных объектов, так и социальных. В проекте становится все более важным функциональное наполнение - колясочные, кладовые, глубокие балконы, ниши для шкафов. Думается, что в обозримом будущем девелоперы продолжат расширять перечень потребительских характеристик своих проектов. При этом понятно, что предпосылок для заметного снижения цен пока не наблюдается, говорит она: в любом проекте ценовая "вилка" заранее оговаривается с банками, которые изучают финансовые модели проектов перед принятием решения об открытии кредита. Поэтому девелоперы, чтобы выдержать конкуренцию, будут искать эффективные "продуктовые" решения, не влияющие на расходную часть проектов.